Рецензия на книгу Таймлесс. Изумрудная книга от suuushi
В первый раз я читала эту трилогию в 2013-2014 годах, когда была ещё совершенно неускушенным читателем в жанре young-adult. Наивности во мне тоже было больше, так что на оценки я не скупилась: 5, 4 и 4. Спустя годы каждая оценка уменьшилась на балл, а по внутреннему восприятию все стало ещё хуже. Я обожаю перечитывать истории, которые понравились мне в тот или иной промежуток времени, т.к. всегда нахожу что-то новенькое для себя или хотя бы радуюсь юмору или крутой любовной линии. Это же перечитывание закончилось почти полным фиаско. Уже со второй книги трилогии мне приходилось заставлять себя читать дальше. Если при первом прочтении Сапфировая и Изумрудная книги уже вызывали лёгкие зевки, то второй раз это вызывало лишь фейспалм.
Гвендолин почти семнадцать лет. Она живёт в крутом огромном особняке вместе с мамой, братом, сестрой, двумя бабушками, тёткой, ее дочкой и дворецким. Семейка у них не просто странная, но и с волшебным прибабахом. Бабушку Медди одолевают видения, сама Гвен может видеть приведений и демонов, а самое интересное, что в их семье есть ген путешественника во времени, который должна унаследовать двоюродная сестра главной героини - Шарлота. Но звёзды не обмануть, Ньютона тоже, и ген проявляется у Гвендолин, которая почти во всем уступает Шарлотте. Пардоньте. Второй главный герой нашего романа и по совместительству второй путешественник во времени - Гидеон же Виллер. Длинноволосый красавчик, которого с детства готовили к этим самым скачкам во времени. Всего круг избранных состоит из двенадцати путешественников во времени или двенадцати драгоценных камней. И Гвендолин - последняя. Рубин. А руководит всем этим тайное сообщество под предводительством путешественника из 18 века - графа Сен Жермена. На самом деле в наше время описанная ложа и ее члены скорее вызывают неудомение, чем благоговение. Казалось бы как можно испортить секретную секту, но автору это удалось. Члены сообщества выглядят скорее как заигравшиеся дядьки, чем мужчины, внушающие какой-то трепет. Из кредо: Надо сделать то, не знаю что и не знаю зачем, но надо. Так сказал граф. Вот в принципе и все что нужно знать о сюжете, потому что сюжета тут мало. Есть интрига, коварный замысел врага, но все как-то быстро сдувается. Автор хоть и тянет разрешение всех вопросов до последнего, но выглядит все это так, словно она "перетянула". Большую часть повествования занимают в основном какие-то банальности: пафосные разговоры, любовные страдания, семейные разборки, обычные глупости и бытовуха. Картина происходящего действительно воссоздается по крупинкам. Что при первом прочтении, что во время второго я бы убеждена, что не надо было делить эту историю на трилогию. Максимум две части. А так, простите, автор размазала текст как говно на лопате и пытается его впарить, припудривая все подростковой любовью. При этом любовная линия тоже прописана довольно криво. Окей, я легко могу принять тот факт, что Гвен влюбилась в Гидеона через пару дней. Всё-таки он почти принц на белом коне, а она впечатлительная барышня. Но с чего Гидеон на нее вдруг запал так сразу? Да ещё и зовёт необыкновенной девчонкой? Я реально как-то упустила этот момент, когда она стала необыкновенной. Почти всю вторую часть ничего не происходит. Гвендолин либо учится премудростям прошлого (казалось бы логичнее впихнуть обучение в первую часть перед всеми полетами, но нет, трубы горят), либо ни с того ни с сего орет, что Гидеон ее не любит. При этом у мужика в Сапфировой книге тоже какое-то пмс, так что квиты. В третьей в принципе в их отношениях все становится лучше, но слишком уж тягомотно-приторно.
Теперь о героях. Всё-таки первое впечатление Гидеона о Гвендолин было самым настоящим, ибо девчонка ну совсем здравствуй, дерево. И если сначала я ещё списывала ее глупые вопросы на ту стрессовую ситуацию в которой она оказалась, то к середине второй книге всякая моя снисходительность закончилась. Ну не знаешь ты слово "конспирация", ну не используй его как какую-то "инспирацию" с умным видом. Хотя может это я слишком придираюсь? В конце концов буквально пару дней назад мне и знакомая написала про некую "касперацию" (привет, Каспер). С мозгами в трилогии только Лесли. Она вообще самый полезный персонаж в книге. Когда надо и досье соберёт, и японский нож вместо шпаги достанет, и шифр разгадает. Она как Гермиона для Гарри, но для Гвендолин. Без нее главная героиня наверное совсем раскисла бы. Именно Лесли наконец-то сообразила что же такое магия ворона, ведь Гвен считала совершенно обычным свое восприятие призраков и демонов *звуки закатывания глаз*. Действительно, это ж не магия, а просто цыганские фокусы какие-то, которые умеет каждый второй. Вот честно слово, не знаю как Гвен вообще смогла бы без Лесли с ее то мозгами.
—Ну конечно! Мы же теперь знаем, что один из его родителей (графа) наверняка из рода де Виллеров.
— Да? А откуда мы это знаем?
— Ах, Гвен! Ты же сама говорила, что первый путешественник во времени — де Виллер. Поэтому граф должен быть законным или незаконным членом семьи. Это тебе понятно? Или как? А то у его предков не было бы этой фамилии.
Все путешественники по мужской линии - же Виллеры. Действительно, откуда же такой вывод. Логика, как и ум главной героини, покинула чат. Хотя эмоциональный диапазон у нее тоже как у зубочистки. Зарубила человека, ну зарубила и зарубила. Один день стресса, второй день любовных терзаний. Гидеону же для главного героя не хватает харизмы. Он и красавчик, и умник, и швец, и жнец, и на игре дудец, но при этом совершенно незапоминающийся персонаж. Гвендолин хотя бы берет своей глупостью и наивностью, а он совершенно "серый" идеальный парень.
Не знаю как автору это удалось, но "живые" персонажи книги отвратительно прописаны. Истеричная тетка и ее дочка, которые бесили всю трилогию. Невнятные члены ложи. Слишком карикатурный злодей, который при первой же встрече уже явно не от большого ума решил пригрозить главной героине и напугать ее до усрачки. Остальная семья Гвендолин, не считая наверное только дедушки, тоже довольно блеклая. Но вот что автору удалось, так это "неживые" герои. Демон Химериус, меланхольное приведение-аристократ из восемнадцатого века Джеймс и маленький призрак мальчика Роберт. Они были почти как глоток свежего воздуха, особенно Химериус, который просто спас вторую часть своим появлением и шуточками.
Однако диалоги тоже звёзд с неба не хватают по большей части. Если пара неплохих шуток, в том числе исходящих из уст Гвендолин (и такое бывает), но чаще диалоги какие-то совсем скудные, а местами излишне пафосные для подростковой книги.
— Сдавайтесь, — прохрипел противник.
— Никогда, — ответил Гидеон.
— Кто вы? Что вам нужно? — спросил Гидеон. — Только ваша жизнь, — ответил тот, кто присоединился последним. — Этого вы не получите никогда! — Мы возьмём, то, что нам нужно! Можете мне поверить!
Вообще как трилогия о путешествиях во времени, это откровенно слабая история. Совершенно пустая. Автор почти не даёт никаких описаний прошлого, больше времени уделяет описаниям костюмов главной героини. Читатель знает из какого материала на ней чулки, но при этом понятия не имеет что вокруг нее в 1956 или в 1912. Если хотите прочитать янг-эдалт про путешествия во времени, то лучше взять Волшебная гондола . Там хоть и тоже не обошлось без клише, но само пребывание в прошлом описано очень прикольно. Или ещё лучше взять Открытие ведьм и наслаждаться взрослой версией сумерек с путешествием во времени. В обеих предложенных историях и сами путешествия во времени захватывающие, и последствия этих путешествий прописаны с очень интересной точки зрения... А здесь у нас прыжки ради прыжков (и ради предназначения). Да и с ними тоже какая-то странная математика. То чуваки из секты сначала утверждают, что героине достаточно 3 часа поэлапсировать (потусить в прошлом), чтобы избавиться от неконтролируемых прыжков. То вдруг после трехчасового "полета" говорят, что надо ещё два часа попрыгать. Пять часов день сидеть в подвале в 1953? Пожалуй, ну его этот ваш ген путешественника. Насчёт хронографа (машина времени) тоже осталась куча вопросов. Откуда они взялись? Почему нельзя соорудить новые? Как вообще додумались его использовать? И откуда взялись сами путешественники и почему их всего двенадцать? Откуда пророчество достали? Так много вопросов и так мало ответов. Мало того, что в трилогии нет элементарной логики, но ещё и куча вопросов остаётся без решений. А если прибавить ещё ко всему Санта-Барбару, вскрывшуюся в третьей части... Огромный плюс истории только в том, что все три части действительно щелкаются/читаются как семечки, но в принципе с такими скудными диалогами и убогими героями было бы сложно ожидать чего-то другого.