Рецензия на книгу Жизнь, которую мы потеряли от neveroff

Если бы не концовка, то это была бы почти идеальная книга. Но Аллен Эскенс почему-то не придумал ничего лучше, как слить шикарную вещь в самый банальный финал из всех возможных...
Итак, есть у нас молоденький студентик Джо Талюерт, которому дают курсовое задание: написать биографию какого-нибудь пожилого человека. Хоть собственной бабушки. Вот только наш юный мистер Талберт - выходец из неблагополучной семьи и бабушек/дедушек уже нет. А мамаша, бестолковая алкашка и транжира, еще молодая, да и о ней даже вспоминать не хочется, не то что писать... И Джо придумывает отличный выход: он едет в дом престарелых в надежде найти там какого-нибудь героя войны или кого-то в этом духе. А находит умирающего Карла Айверсона, который огромный кусок жизни провел за решеткой за изнасилование и убийство девочки-подростка...
Ну, такая биография тоже может быть любопытна: ведь Карл, во-первых, на суде не признался в содеянном, а во-вторых, обещает говорить откровенно. Так что это вполне может быть бомбой: стать первым записавшим исповедь убийцы. Вот только Карл не только стар, но и мудр. За плечами не только убийство и тюрьма, но и вьетнамская война со всеми ее ужасами, а также попытки понять жизнь, себя, бога и т.д. Короче дедуля может общаться так, что Джо будет больше отвечать, чем спрашивать. И узнает о себе самом ОЧЕНЬ много нового.
В ходе чтения простенький детектив превращается в глубокую психологическую драму.
Сначала мне было важно убивал ли Карл ту девчонку, и если нет, то кто.
Потом этот вопрос отходит на второй план, потому что важнее становится размышление, как и у Джона Бойна в Абсолютист: герой войны это тот, кто в медалях, но насильник и убийца, или тот, кто без наград, но пришел с войны не растеряв человечности?
Помимо линии Карла есть и робкие романтические попытки Джо сблизиться с понравившейся девушкой Лайлой. И ее собственная тяжелая история. Тоже влияющая на главного героя и показывающая его как личность.
А главное - есть линия родного младшего брата Джереми, который родился аутистом. И вот этот персонаж окончательно купил меня с потрохами. Писателю удалось так реалистично передать его образ... Получилось практически на уровне Дастина Хоффмана в фильме "Человек дождя". Эти замыкания в себе, повторения фраз, одинаковое начало утвердительных предложений в форме сомнения, вроде "Может, мне нужна зубная щетка". Это было очень круто и затронуло меня глубоко.
Но и история Карла, при всей ее очевидности, не отпускала градус интересности. Вот только потом настал финал и Аллен Эскенс скуксился. Развязка в форме киношного экшена под песню "А пули, летят пули", какие-то дурацкие рояли в кустах, чью роль исполняют помощники шерифа, а неожиданно найденные гаджеты - это вообще уже за гранью восприятия.
В общем, неудивительно, что у себя в голове я сделал монтаж и кусок текста просто мысленно удалил и переформатировал пару глав. В таком виде книга выглядит отлично.
Ну а кроме шуток - действительно стоящее произведение. Герои и их проблемы, развитие событий, сам формат разбирательства в деле давно минувших дней - это все очень украшает роман и делает его позитивным образцом современного детективного жанра. Эх, если бы не концовка...