Рецензия на книгу Смилла и ее чувство снега от alalila

Прочитав за последнее время сразу несколько разочаровывающих книг, в этот раз я подошла к выбору крайне ответственно. Здесь должно было быть всё, что мне нравится, но, однако же, это не сработало. Самое обидное, что я вижу все достоинства романа, но именно они меня здесь и раздражают.
Первое – и главное для меня в этот раз – язык. Автор очень хотел наполнить текст, сделать его максимально глубоким и многослойным. Поэтому постоянно делает шаг в сторону от событий, чтобы дать комментарий, показать, что напомнила данная ситуация героине или и вовсе откатиться в прошлое и начать рассказывать другую историю из детства героини. И это замечательно. Это интересно. Первые страниц пятьдесят. После понимаешь, что подобные отступления рассыпаны к месту и не к месту, они могут прерывать диалог или действие на середине, а потом резко обрываться.
Под конец книги мне уже было душно от всего этого. Флешбеки из детства часто были интересными и важными для раскрытия героини. Но комментарии слишком часто были самоочевидны. И нужны только, чтобы дать автору и героине (от чьего лица ведётся повествование) сказать очередную «умную» мысль. Они хорошо смотрятся в качестве цитат, но не в тексте.
Главная героиня – Смилла – тоже в начале вызывает симпатию. Она независима, умна, травмирована резким отлучением от дома в детстве. Но чем дальше, тем больше к ней возникает вопросов. Чем она занимается? Сказано, что она учёный, причём хороший, но чем она занимается к началу романа совершенно неясно. Кажется, что только гуляет в красивой одежде и презирает окружающих. Откуда у неё такие замечательные физические навыки? Она пытается это объяснить суровым детством, но оно было давно, а подобное требует жёстких тренировок.
И, наконец, самое разочаровывающее: её любовная линия. В начале книги Смилла заявлена как сильная самостоятельная женщина. Но стоит ей встретить мужчину, который проявляет к ней чуть больше внимания, и она тает. И всё это по сути не приносит ничего особенного сюжету. Героиня раскрывается всего парой фраз, которые с некоторыми вариациями повторяются, но одновременно это ничего нам о ней не говорит.
Детективная линия вторична настолько, что, когда наступает её развязка, это неинтересно ни автору, ни героям, ни читателю. То же, что пришло на смену детективной интриге слишком зыбко и неочевидно. Герои, кроме главной, – набор функций. Почти безликие и почти сливаются друг с другом.
В итоге больше всего я радовалась, когда роман наконец окончился и освободил меня от себя. Обидно то, что он становился невыносимым так медленно, что, когда точка была пройдена, казалось, что осталось прочитать-то совсем немного. Но это «немного» растянулось во времени из-за уже абсолютно отсутствующего интереса.