Рецензия на книгу Бесчестье от anya87
Роман удостоен Нобелевской премией в 1999 году, заслуживает ли он этой премии? Вопрос открытый.
Жанр уже озвучен - роман, в котором три сюжетных линии:
1. Жизнь Лури - некогда профессора филологии в одном из университетов, ведет Лури коммуникационные связи или что-то вроде того, без особого наслаждения, но ему нравится читать курс литературы, которая, кстати говоря, почти никому не нужна. Читать это было больно, но зато это правдиво. Кому нужен Байрон? Описана его жизнь, пристрастия (любовь к молоденьким студенткам, чувство сожаления к проституткам), непереносимость одиночества, бегство от реальности. Впоследствии его увольняют из университета за домогательства и преследование. Вполне очевидно - он виноват. Читая первую часть книги, я испытывала глубокое отвращение, неприязнь. Но как известно, осуждение мешает пониманию. После наш герой отправляется к дочери, у которой ферма и псарня.
2. Жизнь Люси - дочери Лури и Розалинды. Мы видим их взаимодействие: отец и дочь. Он, приезжай к ней, втесняется в пространство, в котором места только для одного. И что же дальше? Как он обесчестил студентку из университета, так же и обесчестили его собственную дочь - Люси. Трое мужчин забрались к ним в дом, изнасиловали её, а его чуть не сожгли. Далее события будут развиваться стремительно. Пока тот живет у дочери, он переживает бесчестье дочери, именно это сподвигло извиниться перед отцом студентки Мелани. Но мне кажется, что он не испытывал вины, потому что считал себя неким героем Байрона, но на самом деле, как сказала Розалинда: "ты бежишь от правды, и кончишь у мусорных баков".
Также важная, на мой взгляд, проблема поднята в тексте. Отец не понимает, что его дочь не равно его отражение, она не обязана соответствовать его представлениям. И к концу романа она об этом заявляет:
"Люди не делятся на главных и второстепенных. Я не второстепенна. У меня своя жизнь, настолько же важная для меня, насколько твоя важна для тебя, и в этой моей жизни решения принимаю я".
Она говорит с ним в его парадигме, т.е. на его языке - языке худ. лита. И кажется, он её наконец-то понимает.
Проблема между детьми и родителями вечна.
3. Вставная сюжетная линия о Байроне и Тарезе, об опере/книге - это вариативно - которые пишет Лури. Мне показалась, что эта сюжетная линия максимально плохо проработана, потому что не уместна. Как она влияет на сюжет? Никак? А зачем тогда она?
Что мне понравилось?
Честность. Потому что так проживают свою старость в одиночестве мужчины, сознающие время.
Отражение психологии взрослого мужчины.
Что не понравилось?
Пошлость. Как пошло все описано - и в прямом смысле и в духе Чехова.
Но нельзя было написать иначе, к сожалению.