Рецензия на книгу Заводной апельсин от sasha.goretskaya
Простая и в то же время сложная история. Книга, о которой уже, наверное, сказали все и даже больше. Герой, который состоит из противоречий, по крайней мере, на первый взгляд. Мир знакомый и незнакомый одновременно. Ужас и смех в одном флаконе. Безумная смесь английского и жаргонного русского. Яркие, без полутонов, краски и эмоции, что не отбрасывают тень. И полное отсутствие формальной авторской оценки: вот рассказ, не прикрытый приличиями, относись к нему, как хочешь.
Я долго не решалась подступиться к этой книге, сказалось впечатление от трейлера к фильму, по ней снятому. Как оказалось, зря. Не смотря на пестрящий жаргонизмами, да еще в латинской транскрипции, текст поглощается легко, стоит только немного привыкнуть и поймать ритм. Простой разговорный язык смягчает впечатление, а нелепые, поначалу раздражающие, русские блатные словечки вполне вписываются в атмосферу и отчасти создают ее. Неприятные сами по себе эти слова тем не менее смягчают впечатление от творящегося беспредела. Они служат своеобразной ширмой, которая отвлекает на себя часть внимания и не позволяет заострять его на жутких по сути подробностях преступлений.
Язык языком, а книга затягивает в водоворот событий и другими средствами. Вроде бы рассказчик никуда не торопится, но ожидание нарастает, что же еще натворят малолетние негодяи, не наживы ради, а развлечения для? Предводитель шайки отморозков и есть наш главный герой Алекс, который, не смущаясь, повествует об их ночных развлечениях. С поразительным цинизмом и олимпийским спокойствием. Ему пятнадцать лет. Эмоции Алекса сводятся к радости от удовлетворения животных потребностей, и только в двух случаях становятся человеческими: когда ему самому становится больно и страшно - раз, и когда он слушает музыку - два. Описание его отношения к музыке вообще, на мой взгляд, самое яркое, что есть в книге. В голове сначала не укладывается, как этот зверь может наслаждаться и (даже больше!) разбираться в классической музыке. И это работают наши стереотипы, ведь стремление к красоте и жестокость не исключают друг друга; мир, который красота и правда спасет, существует только в воображении. Противоречие, переворачивающее что-то внутри, но от этого не менее реальное.
Описывать сюжет смысла не вижу, он известен практически всем. Именно сюжет и есть тот самый отталкивающий и настораживающий фактор, что держит многих на расстоянии от этой книги. Не стоит браться за это произведение, если внутренне к нему не готов. Оно, конечно, и сюрреалистично, и до краев наполнено иронией, но жесткую событийность никто не отменял, так же как и отвратительные детали.
Поверх всего этого автор умудряется разбросать глубокие по смыслу фразы, восприятие которых опять же неоднозначно. Дело в том, что мысли эти мудрые показательно, да еще и вложены в уста персонажей, которых серьезно не воспринимаешь. Автор снова играет, снова предлагает выбор.
Собственно выбор – это как раз то самое слово, которое лучше всего подходит для краткой характеристики. Выбираешь, читать или нет такую книгу. Задумываешься, что тебе больше по нраву: фарс или серьезность. Встаешь на сторону свободы выбора или разумности ограничений. Принимаешь концовку книги как данность или насмешку.