Рецензия на книгу Другой мужчина от masyama
Семь историй о любви... Это же любопытно и, наверное, трогательно! Так я думал, когда стал читать "Другого мужчину" - сборник коротких произведений, который в оригинале называется Liebesfluchten. Трудно было бы адекватно передать это название в русский. "Другой мужчина", конечно, понятнее.
Однако, как выяснилось, эти тексты вобрали в себя многое из того, что я не люблю в современной европейской литературе.
1. Вялость. Всё персонажи, события, картины мира, все диалоги, сам воздух сборника создают впечатление какой-то всеобъемлющей усталости от себя, от меня и от всего на свете. Как будто и не сидится, и не лежится, а всё какое-то неясное томление и маета. В нашей литературе в подобных случаях есть надрыв. А тут лямка всё тянется, тянется, тянется и так без конца, ну, то есть до точки последнего предложения. Сам язык удивительно бесцветный.
2. Нездоровье разума. Персонажи, при невеликой глубине, часто озабочены странными и одновременно никчёмными вещами. Которые пагубно влияют на их психическое здоровье к тому же. Возникает подозрение, что остальные возможности создания сюжета и его драматического эффекта уже исчерпаны. Да и действия, которые персонажи предпринимают под влиянием своих мелких обсессий, так же случайны и хаотичны, как сами эти страсти. Или в их мире реально такая огромная масса патологических неврастеников и девиантов?!
3. Гипертрофированное чувство вины. Да-да, Европа, конечно, очень во многом виновата перед белым светом. Но, ей-богу, хватит каяться так самозабвенно. Это уже просто унизительно для неё и неловко для остальных. Если верить "Другому мужчине", люди, вон, крайнюю плоть себе отрезают, только бы загладить, искупить, оплатить... Сюда же для комплектности я бы закинул неизбежную показную политкорректность - настырный клещ жизни социума, прогрызший себе дорогу и в тело художественной литературы.
В общем, хоть Шлинк, разумеется, известный писатель, признанный, печатаемый и продаваемый, но лично мне такая овсянка не заходит. Пресно, трудно сопереживать и никаких эмоциональных затрат на прочтение.