Рецензия на книгу К востоку от Эдема от XENochkA

Этому роману не повезло оказаться прочитанным сразу после Богач, бедняк, потому что в голове у меня постоянно так или иначе пролетали моменты сравнения этих двух уже классических произведений американской прозы, и я уверена, будь Стейнбек начат мною раньше, я бы получила больше удовольствия. Нет, мне и так очень понравилось, но все-таки не настолько, как Шоу.
Главной причиной я, наверное, назову настроения произведений. И там и там было достаточно проблем и сложностей главных героев, но у Шоу я все равно как будто чувствовала свет в конце тоннеля, ощущение, что все будет хорошо, что каждый сумеет выбраться и найти свой путь в этом мире, и концовка тогда меня полностью опустошила, тогда как здесь я постоянно ощущала некую меланхолию и неудовлетворенность жизнью почти всех героев, и концовка стала для меня вполне логичным следствием всего произошедшего ранее. Иными словами все прошло куда ровнее и спокойнее. А самый кайф в книгах - это получение сильных эмоций от прочитанного. И вот к сожалению Стейнбек проиграл Шоу в этом состязании.
Но если отойти, наконец, от сравнений, то этот роман - прекрасный представитель семейной саги, такой, какими я их и люблю. Он настолько большой и обстоятельный, что я в конце уже даже успела забыть, что первые страниц 200 главными героями были вообще другие люди.
По большей части это история семейства Трасков, сначала братьев Чарльза и Адама, а затем сыновей Адама - Калеба и Аарона (я, кстати, извиняюсь, заметила, что в разных переводах даже имена переведены по разному, так что возможны и другие вариации, но у меня было вот так). Но так же это и история многочисленной семьи Гамильтонов, мудрого китайского слуги дома Трасков Ли, и, конечно, женщины, родившейся без сердца, Кэти Эймс.
Именно образ Кэти интересовал меня больше всего. Потому что его мне сложнее всего понять. Как и почему у нормальных родителей родился такой ребенок, для которого не существует ничего святого, никакой нормы морали, сострадания и милосердия. Почти 900 страниц я где-то в глубине души надеялась, что у этой каменной женщины что-то ёкнет в душе хоть разок.. Можно, сказать, дождалась, но только радости от этого точно не прибавилось.
Мой любимый персонаж саги - это китаец Ли. Сколько мудрости в образе этого человека автор сумел донести до читателя! Да над некоторыми его мыслями я думала чуть ли не по несколько дней! Его надо отдельно записывать в блокнотик и при необходимости перечитывать, может очень помочь. А его старания в желании правильно интерпретировать и поправить перевод одного момента в Библии, который вообще олицетворяет всю мою сущность! - возможность против необходимости, свобода против приказания - это было очень интересно.
Вообще, при моей небольшой любви к религии, именно аллегорические интерпретации сюжета из ветхого завета о Каине и Авеле для меня лично придали истории самую яркую окраску. При этом я бы не сказала, что у Стейнбека все так уж однозначно было поделено и расписано по ролям, как это кажется на первый взгляд. Он как будто до последнего оставлял своим героям свободу выбора, тот самый "тимшелл", о котором говорил Ли, но в итоге все получилось так, как получилось.
#голод (С.Америка, земля на обложке)
#школа_предки (один добрый старший товарищ предложил познакомиться, наконец, со Стейнбеком, правда, предложил сначала "Гроздья гнева", но меня потянуло почему-то больше в эту сторону, наверное, очень рая захотелось))