Рецензия на книгу Голубое сало от anya87
«Постмодернистский роман», – говорили они. Ха-ха...
Здесь необычно всё: сюжетная ситуация, коллизия, герои, хронотоп – перевернуто с ног на голову, как и полагается в романе постмодерна. Воспринимать как реалистическое произведение – значит не понять ничего.
Композиционно текст можно рассматривать как двухчастный:
1. Повествование, в котором главный герой – Борис Глогер
2. Словно сам Хаос описывает события, но на самом деле повествование ведется от третьего лица (помним, что автор мёртв).
Помнится одним вечером я, открывая книгу, подумала: сейчас расслаблюсь, спокойно почитаю и подумаю обо всем, но расслабиться не получилось, потому что язык стал объектом деконструкции, много «китаизмов», новых слов из будущего, еще не понятных простому человеку, который живёт в 2021 году (ха-ха!).
Это первая постмодернистская книга, которую я читала, осознавая направление, потому было много потрясений и открытий.
1 часть:
Действие происходит в будущем в мире посткатастрофическом, практически всё мутировало, в частности человеческое тело, способное трансформироваться.
Зачем эти трансформации и деконструкции? Литературоведы, специализирующиеся на Сорокине, считают, что техники используются для осуществления метафизического прорыва. Мне ли им возражать?
Борис Глогер – главный герой 1 части, пишет письма любовнику, который никак не реагирует, не отвечает, в письмах Boris много рассказывает о некоем голубом сале. Что мы узнаем о голубом сале? На него нельзя воздействовать, оно не нагревается и не охлаждается, вырабатывается в телах «писателей-клонов» (Достоевского, Ахматовой, Толстого, Набокова, Платонова), когда те творят.
Основная коллизия – сражение за голубое сало, с помощью которого, оказывается, можно управлять миром.
Внезапно главный герой умирает от руки ордена (земле*бов).
2 часть:
Орден крадёт голубое сало и отправляет в прошлое, где Сталин дружит с Гитлером, где мир поделен на две сферы влияния, где Хрущёв – граф, пытающий людей, а Сталин – милосердный, казалось бы, вождь.
Не хочется сильно спойлерить. Скажу, что в произведении культ голубого сала, потому что оно сущность, творящая мир (это очень сложно осознать), но Сорокин словно сравнивает сало с умом гностиков. Понять это можно лишь одним путем – дочитать до конца.
С присущей Сорокину иронией он пишет постмодернистский роман, взяв за основу модернизм. Как? Да я сама пока не понимаю. Но очевидно, что он соединяет жизнь и творчество в рамки теургического мифа.
Мне, как обывателю, подобное читать было не совсем приятно, чрезмерно много натурализма, извращений. Да, всё это лишь часть художественного мира. Закончила читать роман неделю назад, за это время многое обдумала, вспомнила одну истину, людям не нравится то, что они не понимают, вероятно, я пока не понимаю поэтику Сорокина, но это не значит, что я не буду пытаться понять, поэтому следующий роман уже заказан, ну а я не сдамся без боя!
По-моему, "Сало..." - Сорокинский пик. Во всяком случае, из всего, что я читал. "Сердца четырёх" ещё более безумны, "Норма", возможно, более мастерски написана, "30 любовь Марины" более понятна, но по совокупности всех характеристик "Сало..." перевешивает остальное.