Рецензия на книгу Учебник для детектива от sasha.goretskaya
Аннотация обещала книгу необычную, книгу, жанр которой определить однозначно невозможно, книгу, чем-то напоминающую произведения Кафки и Борхеса. Книга такой и оказалась: перемешано и накручено в ней действительно много всего, и если уж пытаться смотреть вглубь и назвать направление, то больше всего отношения она имеет к авангарду. Ну, а на поверхности располагается детективная история, причём весьма запутанная.
Город без названия, в нем уже несколько недель идет дождь. В нем есть порт, вокзал, бродячий цирк, мощнейшая полицейская организация. Город вне времени. Ведь в нем ходят поезда и ездят паровые грузовики, кофе подают в бумажных стаканчиках, клерки стучат на печатных машинках, а работники архива скрипят перьями, сыщики поголовно носят мягкие шляпы, звук же записывается на пластинки. Город-призрак, окруженный мягкой завесой капель, заключенный в кварталы каменных мостовых. Мы не можем определить национальную или географическую принадлежность, да это и не нужно. Образ города обобщен максимально, и при этом наполнен деталями, которые позволяют без проблем следовать за героями и наблюдать за происходящим их глазами.
Чарльз Анвин работает клерком в Агентстве расследований. В очередной промозглый день Чарльз получает внезапное повышение до детектива, дело о пропаже сыщика, того самого, чьи рапорты он обрабатывал, и странную книгу в зеленой обложке – руководство по расследованию преступлений. Чарльза, человека безынициативного и мягкого, такое стечение обстоятельств приводит в замешательство, ко всему прочему все явные ниточки, за которые он нерешительно пытается потянуть, обрываются. Новоиспеченный сыщик натыкается на одно препятствие за другим, на его пути появляется труп, множество закрытых дверей, а люди, встречающиеся по ходу расследования, все более и более странные. И что еще более странно, главному герою все чаще попадаются люди, или спящие на ходу, или наоборот – не спящие совсем. С каждой главой количество загадок растет, а ответов больше не становится. Автор сплел огромную паутину интриги, в которую увяз весь город, она серебрится дождевыми каплями, которые стекают к центру, только если ветер или неосторожное движение потревожит ее полотно. Персонажи – как эти капли, скорее стечение обстоятельств ведет их к разгадке, нежели целенаправленное движение.
Атмосфера у книги не просто присутствует, она переполняет произведение и выплескивается с его страниц, словно постоянно прибывающая дождевая вода. Автор уделяет деталям особенное внимание, многие из них повторяются постоянно и преследуют главного героя на протяжении всего расследования. Все еще идет дождь, Чарльз не расстается со своим зонтиком – он открыт почти всегда, его носки постоянно промокают, а ботинки скрипят. И все это – набор знаков, которые навязчиво тревожат ваше подсознание. Тема сна и снов – целый лабиринт, созданный автором, в который можно нырнуть как угодно глубоко. Символично, что во сне Чарльза стоит прекрасная погода, а песчаные дорожки устилают красные осенние листья. Словом, если обращать внимание на детали и задумываться над ними, то становится еще интереснее. Даже многие имена в книге символичны.
Отсылок в романе множество. Мотив сновидений и повторяющихся деталей – привет Фрейду; уродливая громадина здания Агентства с бесконечными блужданиями по все новым и новым коридорам – воспоминание о "Замке"; непрекращающийся дождь, унылые улицы, ощущение разрухи и флёр печали – почти так же, как у Брэдбери в романе "Смерть – дело одинокое".
Финала в каком-то смысле так же загадочен и символичен, как весь роман. Что же, единство выдержано, атмосфера создана, интрига закручена, к размышлениям – способствует. Достойно внимания, оценка положительная.