Рецензия на книгу В час битвы завтра вспомни обо мне... от neveroff

В час битвы завтра вспомнишь обо мне
И выронишь ты меч свой бесполезный.
Тебе в удел - отчаянье и смерть!
Уильям Шекспир, Король Ричард III
Книга из разряда интеллектуальной литературы. Тем, кому нужна динамика и развивающийся сюжет - категорически противопоказано. Я бы сказал, что это Вирджиния Вулф и Хулио Кортасар на минималках. Правда, читается реально проще и воспринимается легче, но жанр скорее их. От книги был в восторге Габриэль Гарсиа Маркес, но мне кажется, что вот как раз магии его пера Хавьеру Мариасу и не хватило, чтобы произведение допрыгнуло до великого.
Одним вечером в Мадриде замужняя дама Марта, пока муж в командировке в Лондоне, приглашает к себе молодого кавалера, едва знакомого. Они долго ужинают и тянут время, пока не уснет 2-летний сын Марты, прежде чем отправиться в постель. Когда ложатся женщине становится плохо, причем она не может объяснить что именно не так. Однако звонить знакомым либо в скорую помощь любовнику не разрешает - сейчас отпустит. Отпустило. Навсегда.
И вот молодой человек в незнакомой квартире со спящим малышом и его мертвой матерью на руках... Такая вот психологическая завязка.
Книга написана от лица этого любовника, подрабатывающего литературным рабом у литературного раба. Мы будто находимся в его голове и фактически визуализируем его мысли, как логические и здравые, так и сумбурные, нахлестывающиеся одна на другую. Четно скажу: именно вот этот сумбур мыслей и вытянул мое восприятие на максимум. Очень уж интимно получилось у автора передавать то, что в реальности известно лишь самому думающему.
Как в строфе Шекспира, подарившей название роману, мужчина не просто растерян, а вся его дальнейшая жизнь неотрывно связана с этим эпизодом. Любовь, отчаяние и смерть как определяющие понятия жизни.
Я бы назвал этот роман одой Смерти, Жизни и Любви. И сложилось впечатление, что основная идея произведения это что все эти три "дамы" - одно и то же.
Не просто одно целое.
Не естественные факты бытия, не фундамент мироздания, а именно его суть.
Давно понятны такие простые истины как "Без смерти не бывает жизни, а без жизни - смерти" и "Без любви - это не жизнь, но и любовь без жизни не существует". То есть взаимосвязь понятна и очевидна. Но Хавьеру Мариасу приходит идея очень косвенно показать, что жизнь, любовь и смерть не просто связаны, а вообще одно и то же. По крайней мере я так понял.
События после смерти Марты разворачиваются естественным путем, читатель много узнает и в этом плане тоже. Об отце женщины, сестрах, муже, о ней самой. Секретов почти не останется, если это важно. Но события пропущены через голову нашего рассказчика, поэтому на каждую минуту факта будет час мыслей, душевных мук и сублимации. Кому такое не по нраву - игнорируйте книгу.
Единственный момент, оставшийся без ответа, это причина смерти Марты. Оно не имеет значения в контексте книги, но описанная агония как-то смахивает на отравление. И я все время думал - а не специально ли она пригласила парня? Вряд ли, но...
В целом мне понравилось КАК написана книга. Понравилась и идея автора, если я ее понял правильно. Персонажи не были близки или притягательны, но в подобном жанре этого и не должно быть. Это просто люди. Одновременно и конкретные, и абстрактные. Однако не могу не отметить: на мой взгляд главный герой слишком сильно заморачивается. Перебор с додумываниями за других.
Я читала «Белое сердце» этого автора. Мне тоже понравилась форма больше сюжета, и по твоей рецензии ощущение, что темы те же. Тоже началось все с довольно неожиданной и сценографичной смерти, и тоже любовь, смерть, жизнь. Причём, насколько помню, там тоже что-то от Шекспира шло красной строкой
@bedda, почитал твою рецензию и наверное и ту книгу хочу прочесть. Сюжет там явно другой, но тема и главный герой похоже идентичны.)
@bedda, п.с. но обложки в его русскоязычных изданиях - жах.
@neveroff, ахххаааа в стиле Роальда Даля)))
А вообще, прочитав первые два абзаца рецензии, я поняла, что мне сюда.
@natalya.s.alex, я думаю, тебе точно сюда.))
@neveroff, обложки да, оригинальные)