Рецензия на книгу Тошнота от beshenaia
#школа_март_2
#буклайв_закусочная_пивнаякружка (+ летний автор)
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время искать, и время терять; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру... И книги не являются исключением: для каждой существует своё собственное время. Поэтому, чтобы по достоинству оценить каждую, с ней нужно встретиться в надлежащий момент.
Увы! С этой книгой Жана-Поля Сартра мы, кажется, абсолютно разошлись не только во времени, но и в характерах. Поэтому и отдать ей должное я не в состоянии. Мы с ней слишком разные, да и, пожалуй, вряд ли существовал такой временной отрезок, в который я могла принять написанное здесь за какое-то открытие или откровение.
Думаю, будет правильным сразу признаться, что ждала я от этой книги очень многого. Ведь она – чуть ли не Библия для экзистенциализма, то есть философии существования. Пусть мне по духу гораздо ближе «Cogito ergo sum» Декарта, но и это философское течение привлекало моё внимание. Я ждала, да что там, практически жаждала чего-то очень умного и очень глубокого, а получила что-то совсем другое.
Не то, чтобы меня прям уж так поразила выбранная форма повествования (оно велось в виде дневника), но удивила уж точно. Ведь дневник, по мнению главного героя Антуана Рокантена «опасен: ты все время начеку, все преувеличиваешь и непрерывно насилуешь правду». Согласитесь, что странно искать правду там, где её постоянно насилуют. Хотя этим (в смысле поиском правды, а не изнасилованием) больше всего и хотелось заниматься во время чтения.
Тем более что в самом начале дневника Антуан делает удивительное признание. На него напала Тошнота. Напала неожиданно и захватила в плен, напала, словно болезнь или мания. И тут, наверное, было вполне логично предполагать, что автор раскроет пред читателем природу этой самой Тошноты, вскрыв все боли и нарывы души главного героя, обнажив его стремления и терзания…
Но и с этим вышел облом: главный герой не представлял собой ничего особенного, а жизнь его была скучна и однообразна. Кто-то скажет, что в этом нет ничего плохого. Мол, «чего бояться в мире, где все идёт заведенным порядком?». И я бы могла с этим согласиться, если бы не одно НО: по сути дела Антуана тошнит именно от его жизни. От природы и от судьбы он обладает прекрасными данными. Он здоров, ему всего тридцать, он хорошо образован, у него есть капитал и нет необходимости зарабатывать на хлеб насущный, у него даже любимое занятие имеется. Антуан пишет исторический труд. Но беда в том, что он не способен доводить ни одно дело до конца и брать на себя хоть какую-то ответственность и является по сути дела человеком не действия, а бездействия.
Отсюда и все его проблемы. У него нет друзей, путешествие по миру он прервал из-за какой-то нелепой случайности, любимую девушку потерял ещё глупее, труд над книгой забросил. Ах, да! Его же одолевает Тошнота… И это его главное и единственное оправдание. Антуан надменен, считает себя выше других, а в своих поисках приходит к выводу, что и самого существования не существует. Ведь «всё на свете является только тем, чем оно кажется, а ЗА НИМ... ничего».
Возможно, это умно. Вот только существование самого Антуана, как мне кажется, не является таковым, а скорее напоминает самое обычное прозябание. И если твоя жизнь пуста и безрадостна, нужно сперва поискать причину в себе, а уж потом уверять, что это лишь от того, что всё есть ничто.