Рецензия на книгу Пересмешник от fermalion

написал(а) рецензию23 ноября 2014 20:04
Оценка книге:
6/10

Рассказывая об этой книге, я вспоминаю эпизод из другого творения Пехова, четвертой части «Цикла Ветра и Искр», а именно тот момент, когда Гаррет, создатель вселенной, говорит о том, что сделать идеальный мир гораздо проще, чем поддерживать его в гармонии и равновесии. В этой книге, увы, происходит нечто похожее: автор создал шикарный, красивый и «живой» мир, но не смог поддержать мой интерес к нему до самых последних страниц.
Возможно, дело в том, что лично я ожидал от книги несколько иного, чем получил.

Итак, перед нами околовикторианская околоАнглия, века этак восемнадцатого-девятнадцатого, когда трамвай уже изобрели, а телеграф — вот-вот, на подходе. Это время благородных господ в костюмах-тройках, босоногих мальчишек-газетчиков из фабричных кварталов, время Золотой Лихорадки и конечно, эпоха фантастических паровых машин и цепеллинов. Можно сравнить этот мир с эпохой Шерлока Холмса (особенно если учесть параллели, более-менее проведенные автором: уважаемый мистер распутывает загадочное дело Ночного Мясника, стараясь опередить в этом бравых молодцов из Скваген-жольца), но это, скорее, «Конан Дойл с уклоном в Пулмана» — над всей этой паровой техникой, накрахмаленными воротничками и черепичными крышами фамильных особняков витает магических дух, дух волшебных приключений и самой настоящей Сказки.

С самого начала книга дает очень бодрый техномагический старт. Магических рас и народностей очень много, но все они прописаны достаточно колоритно и узнаваемо — нашлось тут место и антропоморфным кошкам, и Маленькому Народцу (горячий привет Незнайке!) и черепашкам-ниндзя человекоподобным черепахам, и «одомашненным» паукам, и...
На нас буквально сваливается ворох имен и названий, с которыми, поначалу, трудновато разобраться, но постепенно все встает на свои места. Все эти люди, животные и промежуточные звенья взаимодействуют друг с другом замысловатым, но любопытным способом.
Автор «окунает» читателя в книгу сразу, одним махом. Паровоз пыхтит, дирижабль летит, большущий кот в пиджаке поглаживает усы и пятнадцать коротышей в фут ростом тянут по платформе большущий чемодан. Что вообще происходит — решительно непонятно, но где-то в глубине души чувствуется, что это все как-то по-доброму, по-хорошему.

Собственно, чего ожидалось мной от этой истории после такого бодрого старта?
Мне виделась таинственно-мистическая история в духе вышеупомянутого Конан Дойла, или, скажем, Агаты Кристи — убийство на загородной вилле (вариант: в пригородном экспрессе или на кривых улочках Туманного Псевдоальбиона), влекущее за собой нездоровый интерес джентльмена из высшего общества. Сей джентльмен должен (в моем понимании), распутывать этот загадочный клубок, попыхивая трубкой, постукивая тростью, поднимая шляпу перед встречными дамами и время от времени восклицая голосом Василия Ливанова: «Ватсон, поймайте кэб! Нам нужно срочно выезжать к сэру Генри!»
Еще это могла бы быть сложносочиненная политическая интрига и подковерные битвы в Высшем Свете. Ну, вы понимаете: фальшивые улыбки светских мадам в париках, вальс под патефон и отравленный стилет под корсетом.
Так или иначе, история обещала быть очень интересной и очень стильной, а когда на горизонте появился таинственный и ужасный Ночной Мясник, я только утвердился в своем мнении, что вот сейчас начнется настоящий детектив!

К сожалению, история начала «сдавать» уже к середине, когда баланс «техника / магия» стал явно перевешивать в сторону последней.
Дуэли на пистолетах стали все чаще разбавляться чисто магическими поединками — когда противоборствующие стороны закидывают друг друга, прости Господи, фаерболами. Все чаще наш герой стал путешествовать по каким-то кладбищам и катакомбам чисто магического свойства, все чаще ему на пути стали попадаться всякие упыри и вурдалаки, вместо харизматичных, но человеческих злодеев.

Окончание книги — это вообще отдельная, очень грустная история.
Ночным Мясником по всем законам жанра должен был оказаться кто-то из близкого окружения героя («а убийца — садовник!», помните?), но вместо этого им оказался какой-то невзрачный старик, даже имя которого нам так и не называют.
Финальное сражение представляет собой приснопамятный обмен фаерболами и прочими фейерверками между «нашими» и различного рода «андедами».

В конце концов становится непонятно: зачем автор вообще вводил в историю весь этот стимпанк, если все сводится к чистейшей магии?

В общем и целом, книжка получилась средненькая, почти не оправдывающая возложенных на нее надежд.
Зачем было вводить в историю побочный сюжет о грядущей войне с соседней страной, если этот сюжет почти не развивается и почти не прослеживается?
Зачем было внедрять в книгу такое огромное количество побочных персонажей, имена которых запоминаются с превеликим трудом? Ладно, если даже и внедрили — почему половину этих имен нужно обрушить на читателя в первой же главе? Неужели нельзя было «приучать» нас к ним постепенно?
А главное: зачем тут вообще стимпанк? Думается мне, что гораздо аутентичнее и целостнее эта книга смотрелась бы в декорациях «классического» фэнтези, безо всяких там заигрываний с паровыми машинами.

Если меня спросят, читать эту книгу, или нет, я порекомендую почитать лучше «Темные начала» Пулмана. Ну, или перечитать «Шерлока Холмса».

Ниже среднего.

Похожие рецензии
@krummavisur Паша 12 июля 2014
В целом неплохо отношусь к творчеству товарища Пехова, а от первых двух книг маскарадовской тетралогии «Киндрэт» вообще едва не визжал от восторга, но «Пересмешник» родил ...Читать далее
@nikolai_lokhanov 19 августа 2014
Один из бесспорных шедевров Пехова - яркий представитель смеси викторианской Великобритании, паропанка и классической фэнтези "Меча и магии". Интересные, хотя и достаточно типичные для Пехова ...Читать далее
@13_paradoksov Татьяна 3 августа 2015
Книги, подобные «Пересмешнику» я обожаю за многогранный, четко сформированный мир. Мир, полный абсолютно разных, на-что-только-хватит-фантазии-автора существ. Мне невероятно интересно читать их описания, рисовать в своем ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт