Рецензия на книгу Священные монстры от Reznor
Вы только посмотрите на эти заголовки:
«Александр Пушкин: поэт для календарей»;
«Луи-Фердинанд Селин: желчный инвалид»;
«Джон Леннон: жучила»;
«Юрий Гагарин: погоны из ртути».
Эпатажно ли это? Да. Можно ли это не прочитать? Нет.
Я поначалу думал, что книга будет в стиле сорокинского деструкта. Конечно, менее изящная и эстетичная, ведь Сорокин – это художник, а Лимонов – это экстремист, ему не до красоты слога, он бьёт в кость. Потом мне показалось, что это будет в стиле дневников Бунина, где он беспощадно разносил современников, которых очевидно презирал. В итоге «Священные монстры» оказались некоей третьей формой, симбиозом ярости Бунина и скомканных изданий ЖЗЛ, больше похожих на мерзкое лобызание кумиров. Причём этих «лобызаний», абсолютно несвойственных Лимонову, здесь неприлично много. Порой создавалось неприятное впечатление, что Эдичка не просто паразитирует на жизни давно ушедших и оставивших свой мировой след, а хочет вплотную прислониться к их величию, желательно щекой и надолго. Протиснуться таким образом в тонкую щель времени, остаться на языке у миллионов. Лично мне изобличающие главы, где снимаются скальпы с народных любимцев, где ломается огромный пласт культуры прошлого, было читать интересней – это прям по-лимоновски, революционно. Агрессия записок местами доходит до предела. Понять почему можно – они написаны в первые дни заключения автора в тюрьме. На бумаге прямо-таки чувствуется эта злостная несвобода первых дней, нетерпимая ярость.
С другой стороны, всегда можно читать и не соглашаться. Всё субъективно. Как минимум эта книга подарит читателю новые имена. А словом Лимонов всегда владел превосходно – великий русский писатель.
Маневрируя между портретами монстров, навсегда вошедших в историю, прирождённый нарцисс Лимонов, то здесь, то там, пихает и свою фотокарточку. Конечно, эта книга и о нём. Все его книги о нём.
#жанромания (8. Биографический август)