Рецензия на книгу Люди в голом от Reznor
Если бы в азбуке ассоциативным словом к букве «С» было бы слово «Сноб», то иллюстрацией к этому слову обязана была бы быть фотография с лицом Андрея Аствацатурова. Это слово и это лицо непременно бы испугали детей, начинающих изучать алфавит, но Аствацатуров был бы этому только рад.
Впрочем, снобистские замашки не мешают ему быть великолепным лектором. Можно фоном включить любое его интервью и преспокойно работать. Материал будет усваиваться. Неважно о чём он будет говорить, о проблемах современного понимания творчества Сэлинджера или о своей даче в Комарово. Хотя о Сэлинджере, конечно, интересней. Правда – прирождённый лектор. И я уверен, что его публицистические книги достойны прочтения и интересны. Но вот художка…
Выбрал он формат забавных скетчей и зарисовок. Да, это открыто, смешно и в меру цинично, но всё это уже было. Сергей Довлатов, Марат Басыров, Павел Санаев, да тот же любимый автором Генри Миллер или, например Чарльз Буковски. Как и все они, Аствацатуров пишет свою фельетонную автобиографию, скорее всего сильно скорректированную воображением.
Хотя, может я и не прав. Аствацатурова (или его литературного персонажа) на общем фоне невыгодно подсвечивает какое-то забитое занудство, просто обязывающее к честности – иначе и слушать никто не станет. Название книги тоже призывает к повышенной искренности перед читателем, и автор будто бы с напускной лёгкостью оголяется перед толпой. Надеюсь, ему полегчало после издания. Слишком уж засели в нём те детские травмы, которые нанесли ему когда-то взрослые, в том числе и собственные родители, чьи ожидания автор не оправдал уже в раннем детстве. Слишком уж ему хотелось выговориться, излить душу. Местами эти записи похожи на подростковый дневник или даже на исповедь лучшему другу, настолько неприкрытые детали отрочества представлены на суд купившего этот роман. Но как только ты начинаешь проникаться чужой судьбой, так на передний план выходят совсем другие герои – окружение Аствацатурова: друзья, коллеги, шапочные знакомцы. Их именами исписана обложка. Есть здесь и известные личности. Для примеров, можно выделить интересную историю о Фёдоре Двинятине – привет всем поклонникам «Что? Где? Когда?» и не очень интересную о Лёхе Никонове – привет всем панкам. Ещё был очень хороший рассказ о встрече с Мишелем Уэльбеком (в романе имя почему-то было скрыто, но декодировать персонажа было несложно). Этими историями автор наглухо задвигает своего литературного персонажа за чужие спины. От неуверенности в себе или от убеждённости в том, что чужая жизнь интересней – сказать сложно.
Свои воспоминания Аствацатуров разбавляет городской философией, в виде заметок сделанных в метро, по пути на работу, рассказами о нелёгком писательском ремесле и советами начинающим литераторам.
С Андреем Аствацатуровым как с автором художественной литературы я хотел познакомиться давно, но сказать сейчас, что это знакомство оказалось приятным, я, увы, не могу. Может дальше будет лучше, посмотрим.