Рецензия на книгу Путешествия Гулливера от alyonaivanishko

Имея весьма смутное представление о литературе 18 века, я решила быть закономерной – просто выбрала лучшую сатиру того периода, и это было.. неожиданно. Как правило, сатира концентрируется на проблемах общества или определённых его слоёв, но Свифт зашёл дальше.
«Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже не раздирает его сердце. Ступай, путник, и подражай, если можешь, тому, кто мужественно боролся за дело свободы.»
Эту эпитафию Свифт написал себе в завещании, и, как по мне, именно здесь наиболее ёмко выражено его мироощущение. Ему претила сама человеческая порода, которую он считал изначально порочной. И, говоря о свободе, речь идёт в меньшей степени о свободе социальной, но главным образом о свободе от врождённых черт.
Об этом он говорит прямым текстом в четвёртой и самой провокационной части этой книги. Но градус сатиры повышался постепенно, и до того, как она достигла белого каления через утопию, где венцом эволюции случились лошади, было весьма интересное путешествие из трёх частей.
[Собственно, неожиданным для меня стало именно это направление сатиры. Я считала, что осмысление порочности и ошибочности человеческой природы свойственно произведениям 20 века.]
Я видела несколько трактовок этого произведения, и не буду претендовать на уникальность, лишь расскажу, к чему склоняюсь, через призму всего того, что прочитала, и сама себе надумала.
Как таковой сюжет здесь сводится к тому, что главный герой, Лемюэль Гулливер, благодаря разным стечениям обстоятельств попадает туда, куда ещё не ступала нога европейца. Собственно, вокруг адаптации Гулливера к новым реалиям и построен весь сюжет.
Сценарий стандартный – он чужак в совершенно новом обществе, не знающий ни языка, ни обычаев. Самостоятельно покинуть эти страны он не может, и ему вынужденно приходится играть роль антрополога – учить местный язык, изучать культуру и обычаи нового общества, делиться своим [европейским] опытом с местными жителями.
Первым пунктом пребывания стала Лилипутия. И здесь автор, человек культурный и философский, возвышает себя над простым народом, королевским двором, партийными и религиозными распрями – этакий сверхчеловек в мире простых людей.
Литературные профессионалы усматривают в романе отсылки к современным автору историческим личностям и событиям, я же просто отмечу, что вся сатира не менее актуальна и сейчас в обезличенном виде.
Следующее унижение человека как божественного проекта или биологического вида [кому что ближе] происходит в Бробдингнеге, стране великанов. Свифт подбрасывает дровишек и говорит, что он, сверхчеловек, также жалок и ничтожен перед гигантами ума или духа. Но и им присуща общечеловеческая беспомощность на фоне жизни, смерти, культурных вопросов.
В третьей части нас ждёт путешествие на несколько островов, первый из которых летающий остров Лапута [да, Миядзаки вдохновился именно им при создании аниме-фильма, но общего между ними мало]. И это просто потрясающая сатира на элиту в виде правительства, академий, духовных вождей, деятелей культуры, бесконечно оторванных от жизни. Слово «отлетевшие» вписывается в их характеристику в самом что ни на есть буквальном смысле.
Здесь же он посещает столичную Академию, где высмеиваются всё те же оторванные от реальности бессмысленные и беспощадные изобретения. На другом острове он с помощью чародеев вызывает тени умерших и беспардонно демонстрирует вырождение знати и человечества. А затем и вовсе иллюстрирует своё убеждение, что умирать надо вовремя – рассказывая о бессмертных людей, обречённых на вечные болезни и страдания.
Здесь атмосфера уже не просто накалилась – здесь воздух плавит лёгкие. Но вот Гулливер отправляется в своё четвёртое путешествие и попадает в страну гуигнгнмов, где лошади разумны, а люди, которых называют еху, одичали.
И тут Свифт неприкрыто критикует всю человеческую природу, которая, по его мнению, обрекает нас на врождённую агрессию, злобу, зависть. Равенство для людей совершенно невозможно не только по социальным причинам, но мы изначально рождаемся неравными по таланту, умственным или физическим задаткам. Губит людей и склонность к излишеству, которому он приписывает не только получение хлеба насущного со всех концов мира, но и искусство. И даже технический прогресс.
Идеал же в его описании отдаёт античностью – бесконечные прогулки, беседы, никто не лжёт и не помышляет о насилии. И настолько эта доля пресная, что, кажется, даже гуигнгмы, вопреки задумке автора, обретают человеческие черты.
А, возможно, вырезать популяцию ехо – это другое. Ведь все мы знает, что нужно убить всех плохих, чтобы остались только хорошие.
Ваш Алён
#БК_2022
(12. Книга, написанная в 18 веке)