Рецензия на книгу Страх вратаря перед одиннадцатиметровым от masyama
Иногда после прочтения книги, имеющей реноме откровения в литературе, возникает впечатление, что тебя надули. Потому что самостоятельно не удаётся рассмотреть в этом произведении каких-либо признаков значимости или новаторства. Примерно так я чувствовал себя после прочтения короткой повести австрийского писателя Петера Хандке под названием "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым".
Завязка сюжета такова - бывший футбольный вратарь подцепил женщину, наутро её задушил и убежал. Хотя это даже не завязка, а это вообще всё произведение.
Оно представляет собой безоценочное описание действий и мыслей, даже самых незначительных, этого самого вратаря - Йозефа Блоха. Очевидно, его после-спортивная жизнь сложилась не очень успешно, потому что мы встречаем его в роли монтёра в рабочей бригаде. Которую, он, правда, уже на первой странице покидает, ради того чтобы бесконечно слоняться по улицам, переходя из кафе в кинотеатры и обратно. Где это возможно он от корки до корки прочитывает все газеты и журналы, никак однако не выказывая своего отношения к прочитанному. Время от времени он даёт удовлетворение своим физическим потребностям: мочится в подворотне, снимает кассиршу кинотеатра, играет в футбол испортившимися фруктами, нарывается на драки.
Бедная кассирша стала очередной иллюстрацией аксиомы, что случайные связи до добра не доводят. Наутро Блох зачем-то её убил. Ну, то есть мы вообще не понимаем по какой причине. Он же не маньяк, у него не было умысла совершить преступление. Его поступок совершенно никак не мотивирован. И, что самое интересное, никак им самим не переживается в эмоциональном аспекте. Он и бежит-то в другой город будто бы нехотя, не торопясь, словно не ощущая внутри себя вины или даже волнения.
В бегах его жизнь не изменяется. Всё то же бессмысленное брожение по улицам и визиты в кафе и на стадион без начала и без конца. Только иногда, в гостинице или в чужом доме, с ним происходит нечто похожее на постепенную потерю разума, когда ему в голову начинают приходить шизофренические мысли. За ходом расследования своего преступления он следит постольку-поскольку, едва ли уделяя этому больше времени, чем поверхностным и беспредметным рассуждениям, занимающим его мозг.
Ни о каком раскаянии или хотя бы просто глубоком переживании совершенного им преступления и речи не идёт. По мере развития сюжета начинает казаться, что у Блоха попросту не все дома, что, может, у него какая-нибудь травма головы была - настолько он пуст и бездушен даже во внутренних монологах. В общем, повесть и кончается ничем. Поймают-не поймают, что Блох собирается делать дальше, в какую сторону жить - ни на один из этих вопросов даже приблизительного ответа нет. Текст просто обрывается.
Единственное, что, как мне кажется, автор говорит читателю (и это предположение лежит на самой поверхности), жизнь без занятия, без содержания не имеет большого смысла и превращает человека в пустую оболочку.
Долгое время подбираюсь к Хандке. Это одна и тех повестей, в сторону которых я смотрел в первую очередь) Спасибо за рецензию!) Хоть её и нельзя назвать рекомендательной, но меня как-то ещё больше она уверила, что читать нужно. Судя по всему, есть некоторые смысловые пересечения и с Посторонний Альбера Камю и с фильмами Михаэля Ханеке, а я такое люблю)
Я тоже думаю, что читать нужно. ))) Наверняка, эта работа может и заслуженно нравиться. По самому письму-то очевидно, что Хандке - хороший литератор!
Сейчас читаю вторую повесть из сборника. Она чуть более вещественная, поплотнее в части содержания. И мне ближе в том смысле, что Хандке фиксирует привычки и страхи, которые я могу найти в себе. Во Вратаре такого не было...