Рецензия на книгу Тридцатая любовь Марины от Marvolo_Riddle

ГЕ-НИ-АЛЬ-НО. Просто гениально. Сорокин один из немногих авторов, которые пишут совершенно скабрезные вещи удивительно осмысленно и естественно. Как у него это получается - загадка. Уверена, если бы другой автор рисовал подобные словесные этюды, я бы посмотрела на тот же самый сюжет и совершенно спокойно заклеймила бы его как «типичная книга от тестостеронового писателя таким же читателям». Но от Сорокина у меня полное ощущение безграничной спокойной уверенности в себе, которая с легкостью взаимодействует с выбором метода демонстрации перерождения человека.
Дано: Марина, тридцатилетний учитель музыки, который ведет стабильно-разгульную жизнь. В сердечных делах она лесбиянка, но на практике и к мужчинам достаточно благосклонна. Убежденный противник советской власти и диссидентка.
Две третих книги мы с Мариной таскаемся по городу, окунаемся в ее бурную жизнь и иногда штормим от внутренней неопределенности. Сны, воспоминания о прошлом, резкие смены настроения - это попытка разобраться с собой. С этим помогает Сергей - новая (и по сути единственная) любовь Марины. Сергей - образцовый коммунист, начальник передового завода, который показывает ей смысл жизни - труд на благо общества. И меняется абсолютно все. Новый мир накатывает фатально и неотвратимо. Марина бросает свою прошлую жизнь, находя подлинное удовлетворение и счастье.
Мне тут интересно разобрать несколько аспектов книги.
1. Превращение. Из яркого примера индивидуализма, который без сомнения нельзя назвать положительным, мы наблюдаем рождение «настоящего человека». Как говорил сам Сорокин, «Марина освобождается от гнета индивидуальности и растворяется в коллективной безликости». Тут не могу не отметить прекрасную работу со словом и стилистикой, которая плавно перетекает от откровенно-небрежной до крепкой и честной атмосферы социализма, стремящегося к уверенному коммунизму.
2. Отсылка. Я постоянно нахожу отсылки у Сорокина, мне даже не важно заложены они там изначально или нет. В этой книге я тоже углядела отсылку на Цветаеву. Она тоже Марина Ивановна, ее настоящей любовью тоже был Сергей (Эфрон) и насколько я знаю, у Цветаевой было увлечение художницей Марией Башкирцевой (а Мария эта первая женщина главной героини). СОВПАДЕНИЕ? НЕ ДУМАЮ. Короче, очень интересно читая Сорокина внезапно «осеняться» и проводить параллели.