Рецензия на книгу Исторические корни волшебной сказки от Sociologist127

Странное чувство возникает у читателя-любителя при написании рецензии на монографию учёного-филолога. Однако же, попробую.
Как и многие читатели, в первую очередь отмечу, что жизнь никогда не будет прежней. Помимо того, что приоткрылись тайны и смыслы персонажей и поворотов сюжета волшебной сказки и заиграли своей мрачной красотой, восприятие сюжетов в целом после чтения Проппа не может остаться прежним. Невозможно не видеть теперь этих сюжетных линий в окружающей действительности: таинственные дарители, загробный мир, лесное братство, свадебные обряды. Кстати, помните дурацкий свадебный конкурс "узнай невесту по коленкам с завязанными глазами"? Думаете, его придумали чудаковатые тамады в конце прошлого века? Прочитайте Проппа, и этот конкурс поразит вас своим истинным значением.
Это научная монография, а потому местами читается легче и увлекательнее, местами чуть сложнее, но в целом у Проппа великолепный русский язык и способность истинного учёного быть понятным даже в объяснении очень сложного материала. Думаю, не в последнюю очередь это делает книгу столь популярной, переиздаваемой и читаемой современной аудиторией. Я не читала другую его работу, "Морфологию волшебной сказки", хотя логически нужно начинать с неё, но я решила начать с "Исторических корней...", поскольку бытует мнение, что эта книга попроще для восприятия неподготовленного читателя. И поскольку "Исторические корни..." показались мне абсолютно захватывающими и невероятно ценными, я думаю, что и до "Морфологии..." я доберусь.
Баба Яга и её избушка стали тем поворотным пунктом в книге, когда я сильно удивилась, восхитилась и поняла, что дочитаю это до конца. Еще, конечно, после чтения Проппа возникает сильный соблазн перечитать сказки народов мира, все, какие найдутся.
Тем, кто как и я не филолог, а просто любитель и берётся за Проппа как любопытное чтение, советую пропустить или прочитать в полглаза в самом начале реверансы перед марксистско-ленинской теорией. Это так называемая методологическая основа исследования, которая была безальтернативной, от этих реверансов в годы написания книги зависело и то, будет ли она опубликована, и во многом судьба её автора. Если читать с этой оптикой методологические фрагменты, можно заметить всю вынужденность их добавления в текст. Это тоже довольно любопытно, но можно и пропустить. А дальше начнётся чистое удовольствие.