Рецензия на книгу Живописец душ от julie
С двумя пунктами каникулярного флешмоба я справилась достаточно быстро, поэтому решила, что для «отдыха» возьму что-нибудь поосновательнее: книгу, в которую можно погрузиться надолго и прочувствовать атмосферу места. Для этого роман «Живописец душ» подошел идеально, т.к. один из главных героев здесь – это Барселона эпохи модерна. Автор достаточно подробно знакомит нас с улицами, зданиями, возведенными Гауди и Доменеком, и историей города первого десятилетия ХХ века. Нужно отдать ему должное, что показывает он не только парадную сторону, но и так называемое дно. Герои романа – анархисты, активно действующие в то время в Барселоне. Автор явно им симпатизирует, поэтому книга сильно смахивает на какую-то агитку советских времен с постоянными нападками на зажравшихся буржуев и служителей церкви, которые всячески притесняют рабочий класс, и о ужас, украли у несчастных рабочих даже солнце.
Писать бы автору какие-нибудь путеводители или научно-популярные книги по истории и искусству, потому что с созданием психологически достоверных образов героев у него проблемы, как мне показалось. Буквально на первых страницах мне показывают женщин, которые смело стоят перед вооруженными жандармами, переворачивают трамвай, крушат магазины и мастерские, не желающих присоединиться к их забастовке. А потом на голубом глазу рассказывают, что вот эти вот бой-бабы, которые трамвай на скаку останавливают, без мужчины ничто. Если ты симпатичная и у тебя вдруг нет мужа/жениха, то тебя атакует толпа похотливых самцов и уже не отбиться. Но, как только появляется ОН, официальный возлюбленный, озабоченные мужики трансформируются в благородных джентльменов и уже ни-ни. Угу.
В качестве примера одной из таких женщин - возлюбленная главного героя Эмма. Прирожденный лидер и активистка. Смогла подмять под себя партийного руководителя, когда была с ним в отношениях, командовала толпой молодых анархистов и с ними, в первых рядах громила все подряд, обдурила и подстрелила местного мафиози, который все «дно» в руках держал. (Насколько последнее правдоподобно – это уже другой вопрос) И эта же Эмма – травмированная жертва сексуального насилия, которая терпела извращенца, чтобы дочку кормить. А под кого-нибудь другого лечь не вариант? Автор же рассказывает, что главное, чтобы мужик был. И эта любящая жертвенная мама как-то не очень думала о том, кто и как будет кормить ее дочь, когда рисковала свободой и жизнью, сигая по баррикадам и несясь на очередной погром. Тут либо трусы, либо крестик, как говорится.
Несмотря на рассуждения автора о бесправии женщин, он создал потрясающе ярких, сильных героинь с характером, которые любому мужику 100 очков вперед дадут. Ни одна из них, не смотря на то, как сложились их судьбы, на роль жертвы не тенят: ни Эмма, ни Хосефа, ни Монсерат, ни Маравильяс. Далмау как главный герой на их фоне меркнет. Он только и мог, что бродить по Барселоне, восторгаясь архитектурой модерна. Его сопливая девчонка два раза продала, в прямом смысле этого слова, если что. Вот такие вот типа сильные мужики, и женщины, на полном серьезе рассуждающие о собственной слабости. Автор и его герои говорят одно, а поступки их очень часто свидетельствуют об обратном. Как это оценить я не знаю. Но виртуальное путешествие по Барселоне благодаря роману я совершила. Еле успела вернуться к окончанию флешмоба))
#какникулы_2023 (Действие в стране, городе, краях, местах, куда бы отправились в летние каникулы.)