Рецензия на книгу Елтышевы от Reznor
Часто бывает так, что жизнь даёт под дых. Да и беда, как говорят, не приходит одна. На этом фоне выстроена книга большого современного русского писателя Романа Сенчина – «Елтышевы».
Очень семейное название. Но, как по мне, семьи у них никакой нет. Целостности нет, да и любви. Может и была когда-то давно семья, когда жена ещё называла мужа «дорогой», а дети жадно ели мороженое в парке культуры и отдыха, в перерывах между покатушками на каруселях. Может и была, когда не было тех проблем, из которых сейчас состоит вся жизнь Елтышевых.
Жизнь не просто дала под дых. Она сломала их об колено. Казалось бы, старались жить «правильно», или, если не «правильно», то хотя бы «как все», не хуже. Но вот момент, другой, и ты уже отброшен назад. Летишь кувырком с социальной лестницы вниз, навстречу унижению, внутренней вялотекущей агрессии, озлобленности и обиде на злую судьбу. И в таких условиях, вместо проявления сплочённости, обнажаются индивидуальные слабости каждого: перекладывание ответственности друг на друга, отсутствие дельной инициативы, банальная лень и желание откреститься от проблем, снять с себя ответственность. Нередко, сегодняшние Елтышевы, памятуя свои «тёплые» времена, путают гордость с глупостью, в результате чего однажды приходится обнаружить себя в состоянии, когда стало страшно трезветь. Конечно, толкает их к этому и окружающая обстановка: глухая деревня, ужасные домашние условия, отсутствие удобств первой необходимости, безработица, злые, небольшого ума односельчане. Отдельные сюжетные детали укладывают повествование в рамки лихих и голодных девяностых, но, кажется, в таких беспросветных местах девяностые не заканчиваются никогда. Хотя, безусловно, глупо винить во всём время.
Скажу может вещь для кого-то дикую и несуразную, но, по-моему, Сенчин – это новый Достоевский. Не тот, который уберфилософ, подарил нам Записки из подполья. Другой, но не менее важный – натуралист, автор романа Униженные и оскорбленные.
После прочтения «Елтышевых» сделалось как-то, не грустно даже, нет, а физически дискомфортно.
Я сначала подумала, что роман про беспросветную жизнь в деревне и отсутствие будущего в ней. А потом - что он о людях, которые безответственно относятся к собственной жизни. Винить в том, что с Елтышевыми случилось, можно в основном их самих. После этой книги читать современных русских авторов нет ни малейшего желания)
Интересное сравнение с Достоевским,что-то в этом есть. Хотя Сенчин, на мой взгляд, более беспощаден.
@bedda, Не могу сказать, что деревня не сыграла свою роль. Она как катализатор, вскрыла те гнойники, что были всегда в этих людях.
А насчёт того, чтобы не читать после этой книги всех современных русских авторов - по-моему несколько категорично))
@lesia_iskra, На мой взгляд Сенчин не то, чтобы более беспощаден, скорее более упрощён, не такой он хороший психолог, коим был Фёдор Михайлович. Но это ещё и потому, что жизнь сейчас стала сильно упрощённой, и литература, под стать жизни)
@Reznor, ну тут я скорее о беспощадности в реалистичности, а не о психологии) Семья Елтышевых в принципе далека от психологии, поэтому, на мой взгляд, более глубокий разбор внутреннего мира персонажей, явно далеких от самоанализа, выбивался бы из картины. Как раз здесь очень натурально показан образ среднестатистической семьи: брак один на всю жизнь, как учили, просто по привычке, а жить - значит плыть по течению, когда мечты направлены более на материальное, а не на «стремления души». Фёдор Михайлович разбирал характеры персонажей, но Вы правы, это ещё зависит от разницы во временах и изменении ценностей, образа жизни и взглядов.
@lesia_iskra, Да, согласен с вами, всё-таки это не семейная сага и не многостраничный роман, и упор сделан скорее на картину с целом, где все всё понимают, включая власть имущих, типа участкового и администрации села, но предпочитают закрывать глаза и держаться в стороне)
Но все же, без, пусть небольших, но важных и очень точных характеристик персонажей никуда)