Рецензия на книгу Диккенс от julie
Взялась за этот очерк, чтобы закрыть соответствующий пункт АК, ничего особенного не ожидая. Но оказалось, что прочитать его очень даже полезно. Выяснилось, что я во многом с Цвейгом согласна, те претензии, которые он предъявляет романам Диккенса, предъявляла и я. Только Цвейг их более четко и грамотно формулирует. И в целом в очерке он делает акцент не на биографии Диккенса, а на его творчестве. А именно, пытается понять причину бешеной популярности его романов. И объясняет ее тем, что Диккенс очень точно угадал, что в тот конкретный момент нужно было обществу, той его части, которую сейчас назвали бы, простите, «болото». Мещане и мелкие буржуа, маленькие, ничем не примечательные люди. По мнению Цвейга, Диккенс подарил этим слоям общества ощущение собственной значимости, сделав их героями своих романов. Доказав, что их жизнь со всеми радостями и горестями можно живописать. Нет у Диккенса ни перепадов чувств и страстей Бальзака, ни психологизма Достоевского. Да он очень точно схватывает какие-то детали и особенности поведения, мимики и т.п., скрупулезно их потом воспроизводит у того или иного своего героя, но это все поверхностно, глубины образа нет, полутонов нет. Люди, для которых он пишет, такого не поймут. Для них юмор и нагромождение приключений/ происшествий, с непременным добрым финалом, когда зло получает по заслугам. Этакие сказки для взрослых. Мне показалось, что в этом очерке Цвейг признает колоссальный талант Диккенса, но очень сожалеет, что тому пришлось поставить свое дарование на службу каким-то там мещанам. Прямо он, конечно, не говорит: зря талант растратил и т.п., но горечь чувствуется. Другие великие писатели спорили, ниспровергали авторитеты, чуть ли революции совершали, а Диккенс смирился, покорился и писал то, что от него требовали. А дальше так и просится: а ведь при своем таланте мог бы… какая жалость.
#АК_2023 (биография)