Рецензия на книгу Лето господне от julie
Долго обходила стороной произведения этого автора, несмотря на высокие оценки. Но вот выбрали данный роман для совместных чтений, а одна из аннотаций обещала описание старого московского быта, и я решила рискнуть. Надеялась узнать что-нибудь новое о повседневной жизни купечества, да и «повторить пройденное» тоже неплохо. И я была готова к тому, что мне предстоит прочитать религиозное произведение со всеми вытекающими.
Начинается роман с описания практически идеального мира, где все очень стараются жить по божьим законам. Работники хоть и не без греха некоторые, но добросовестные, хозяина почитают и даже любят. Хозяин, в свою очередь, заботливый, в меру строгий и не в меру (как по мне) щедрый. Столы ломятся от яств даже в пост. Когда есть деньги, то почему бы и нет, казалось бы. Ну, религиозная книга, естественно нужно показать, что можно очень достойно жить, придерживаясь православных канонов, и поститься не страшно, с голоду не умрешь. Описания быта я получила, читала книгу с доброй улыбкой, иногда причитая по поводу отсутствия интересных событий, потому что, по сути, роман – это сборник бытовых зарисовок, приуроченных к религиозным праздникам.
Мое благостное настроение быстро закончилось. Во второй части внезапно выяснилось, что все те блага, которыми Сергей Иванович с барского плеча осыпает всех вокруг, в долг. Как хорошо быть щедрым за чужой счет. Взял ростовщика в кумовья, теперь он, скорее всего, в очередной ссуде не откажет и в долговую яму не посадит, не по-христиански же. Но зато очень по-христиански, видимо, называть крестного своего ребенка во всеуслышание живоглотом, соря ЕГО деньгами направо и налево. Я не против милостыни, но можно ее как-то соизмерять, со своими средствами. Там еще ведь одна чудная дама жертвовала на рясы, когда сын босой ходил. Христос видите ли босым ходил, ничего страшного. Христос-то ходил, а служителям его дорогие одежды подавай. И дядя Егор, который сказал, что этих толстых монахов ко мне бы на завод, злой, нехороший человек. А в чем дядя Егор не прав?
Автор интересно думал, в каком свете он выставляет служителей церкви? Они же у него только ездят по гостям и чревоугодничают. Это я, ладно уж, культурное слово употребила. Нормально так священник заявляет: вообще в этом месяце не получится пост соблюсти, одни именины. Это при том, что именинники накрывают и постные столы и на них не капуста с огурцами, а блюда рыбные, грибные, постная выпечка. Т.е. спокойно можно не обижать хозяев отказом, ВКУСНО поесть и соблюсти пост. Но нет же, не желают.
Перечисление еды – это отдельная тема. Когда стало понятно, что роман – это воспоминания человека в возрасте, уехавшего, ну ладно, думаю, скучает. Я сама скучаю по бабушкиным деликатесам из печки. Но уже к середине книги взывала от кулинарного изобилия. Все понимаю, но сколько можно.
Для меня этот роман еще и о профнепригодном предпринимателе. Хватается за все: и строительные подряды, и бани/ прачечные у него, и гуляния/ катания организует. При этом контролирует поступление средств кое-как. Построим ледяной дом. Расходов море от него, доходов – ноль, зато душеньку потешили. Не удивительно, что в долгах как в шелках. Я уж молчу, что про этот дом уже раззвонили по всей Москве, а как строить еще не знали. Бестолочь какая-то, простите.
А история с лошадью? Ты любящий семьянин, заботливый хозяин. Ты отвечаешь за людей и держишь в хозяйстве норовистое животное. Да ей покалечить кого-нибудь, раз плюнуть. На беду много не надо. Когда эта самая беда случилась, от лошади избавились на раз. А до этого нельзя было.
Честно признаюсь, со второй части почти все религиозное в романе ушло для меня на второй план, я видела только никуда не годного купца Сергея Ивановича, и оценка моя – ему.
#универ_глаза_1 (зеленый, издание АСТ, 2023, некоторые другие издания подходят тоже))