Рецензия на книгу Бесы от olli-n

Прочитав роман "Бесы" я поняла, что не очень согласна с аннотацией, на мой взгляд она преувеличена, а сам роман скорее напоминает летопись, чем произведение о мутных революционных мыслях местной интеллигенции. Событий в нем произошло множество, еще же больше мыслей и замыслов, поэтому я никак не могу согласиться в выведении планов по убийству Шатова на первый план, сие скорее следствие перечисленных в книге событий.
Что больше всего понравилось мне в романе, так это хорошо прописанные личности героев, у них есть нечто общее (тотальное самокопание), скорее всего просто присущее тому времени, но они все бесспорно индивидуальны:
Степан Трофимович Верховенский - это первый герой с которым мы сталкиваемся при прочтении "Бесов", весьма плаксив, истеричен, слишком высокого о себе мнения, которое ни чем не обосновано, так же я так и не поняла, он глуп до наивности или наивен до глупости? В любом случае этот пятидесятилетний капризный ребенок не внушил мне симпатии ни на грамм и я не жалела его ни капли.
Следующим героем, точнее героиней, которую я хочу упомянуть, является Варвара Петровна Ставрогина. Она сыграла довольно важную роль в романе и знакомимся мы с "генеральшей" одновременно, что и со Степаном Тимофеевичем. На меня Варвара Петровна произвела впечатление доброй женщины, жалостливой, чем и пользовался двадцать лет Степан Тимофеевич без особого зазрения совести. Но не смотря на доброту и некоторую доверчивость, Варвара Петровна была женщиной властной и умной, она "благодетельствовала", брала "под крыло" нуждающихся и приятных её людей, властно руководила их жизнями и явно неплохо управлялась с имуществом оставленным мужем и её отцом, т.к. явно процветала. Эта женщина произвела на меня наиболее положительное впечатление, в особенности на фоне других дам и барышень, которые как одна отличались глупостью, капризностью и истеричностью. Варвару Петровну было действительно жалко, она была недостойна пренебрежительного и эгоистичного отношения со стороны Верховенского старшего, да и сын её явно ни во что не ставил, порой просто игнорируя, на мой взгляд она была достойна лучшего отношения и не совсем понятно отчего она это все так долго терпела и постоянно прощала при её уме.
Рассказав о Варваре Петровне никак нельзя забыть рассказать о её единственном сыне, Николае Всеволодовиче Ставрогине, который без сомнения является одной из ключевых фигур романа. Впечатление он оставил весьма неоднозначное - совершив явно много подлостей в прошлом, он предстает в довольно хорошем свете. Когда ему при людно дал пощечину Шатов, тот не отвечает ему даже дуэлью, а в дуэли с Гагановым он стреляет в сторону, такое миролюбие было ему прежде явно не характерно. Так же он все же не соглашается участвовать как-либо в убийстве свой "жены" Марии Тимофеевны, хотя и ничего не делает чтобы её спасти. Но Ставрогин явно своими поступками тяготится, даже теми, которые на современный взгляд не стоят и выеденного яйца (возможно именно в разности времен и заключается суть большинства моих непониманий), тягость же эта и приводит к его самобийству в итоге (меня это расстроило), что на мой взгляд странно, т. к. в романе представили его человеком циничным и самолюбивым.
Теперь хочу перейти к следующей из ключевых фигур, к Пётру Степановичу Верховенскому, именно "благодаря" ему произошло большинство самых нелицеприятных и страшных событий романа. Начнем с того, что Петр Степанович сын Степана Тимофеевича (я знаю, что "капитаню", но все же), которого последний, до происходивших событий, видел лишь два раза в жизни, но по заверениями "всегда болел душой". Верховенский младший ни в коей мере не похож на своего отца - хитрый и расчетливый манипулятор, вдохновитель революционных идей в городе, он своего отца презирал, что, в принципе, не удивительно в виду такой принципиальной разности характеров. Как персонаж Петр Степанович оказался очень интересен, хоть и неприятен, я так и не увидела каких-либо убедительных причин, побудивших к убийству им Шатова, так же я была удивлена, что на это так легко решились другие участники "революционной ячейки", которую он организовал в городе. Погубила же этого «паука» на мой взгляд его же самоуверенность и любовь мерять других людей по себе.
Последним, кого бы хотела упомянуть, будет Иван Павлович Шатов, он произвел впечатление человека несчастного, одинокого не столь по убеждениям, сколько из-за своих внутренних страхов и из-за ощущения, что попал в западню. В принципе так с ним было, он попал в западню прежних своих убеждений и эта западня закончилась капканом из чужих планов. На мой взгляд Шатов всю жизнь свою искал идею, поэтому и попал в «Интернацонал», но разочаровавшись в их идеях замкнулся, ища новую идею внутри себя, оттого и все его «метания».
Мрачность романа "Бесы" чувствуется не сразу, начинаясь с взбалмошного и несерьезного Степана Тимофеевича, текст в процессе наполняется весьма интересными мыслями и рассуждениями, которые зачастую оставляют какой-то гнетущий отпечаток. Чужое безумие, безысходность и надрывность, которые заставляют задуматься - такими словами бы я хотела описать этот роман. И читая его я все утверждалась в мысли, что зря подобную мрачную классику чуть ли не насильно преподают в школах, все-таки детям будет там многие непонятно и не интересно в силу возраста, другие потребности, да и мало учителей сможет действительно интересно преподнести роман, основой которого является самокопание.
Пожалуйста, пишите в НАЧАЛЕ рецензии, что она содержит раскрытие сюжета.
Вы мне испортили чтение очень интересной книги, написав, чьё самоубийство вас расстроило. А меня расстроило то, что о его самоубийстве я узнала не из книги и гораздо раньше задуманного автором времени.
Разве можно так!?
@bugagaaashenka, Так стоит же спойлер
@loki, да? Эх ( жаль, что в мобильной версии сайта его не видно, так бы не читала.
Зря своё негодование обрушилась на автора рецензии.
@bugagaaashenka, а я из вашего комментария, даже не читая рецензии, узнала, что там будет самоубийство))