Рецензия на книгу Вегетарианка от theraspberry

#азиатское_турне [ Южная Корея ]
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤЯ верю, что людям следует быть растениями.
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤЛи Сан
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ(строчка из стихотворения корейского поэта, вдохновившая Хан Ган на написание «Вегетарианки»)
ㅤㅤ
ㅤㅤ
ㅤЭто книга очень тяжёлая в психологическом плане и состоит, как лоскутное одеяло, из множества проблем, оставляющих пищу для размышлений. Разделённая на три части, она раскрывает истории трёх связанных между собой персонажей и даёт разные перспективы на эти проблематики.
ㅤПервая часть рассказывает о женщине по имени Ёнхе от лица её мужа. Ёнхе была обычной, ничем не примечательной девушкой — из-за чего мужчина и женился на ней, пока внезапно в ней не произошла непонятная перемена. Она перестала есть мясо и стала странно себя вести. Вторая часть передаёт голос мужу сестры Ёнхе. Будучи художником и занимаясь фотографией, у него есть страстная идея воплотить одну из своих потаённых фантазий в жизнь. В третьей части мы перемещаемся в мысли сестры Ёнхе — Инхе, на которую наваливаются последствия сюжетных линий двух первых частей и которая переосмысливает свою жизнь.
ㅤВо-первых, это книга о насилии и его последствиях. Том психологическом насилии, которое многих из нас окружает с детства в собственной семье и скрывается за заботой. Не хочешь [вставить любую пищу] есть? А надо. Ешь. Почему отказываешься? Надо есть. Надо хотеть. С этим встречается и Ёнхе, отказавшись от мяса.
ㅤИ том насилии, которое прячется за безразличием. Семья главной героини не хочет знать причину отказа от мяса, они хотят, чтобы всё было нормально. Чтобы она была нормальной. Чтобы никак не отличаться от соседей и среднестатического гражданина страны.
ㅤИ самом настоящем физическом насилии, когда сквозь чужие «нет» и противостояние один человек пытается добиться своего, подавляя волю другого человека. В романе это проявляется в сексуальном насилии — и за этими сценами действительно сложно наблюдать.
ㅤА ещё это книга о женщинах в патриархальном мире — о том смирении и покладистости, с которыми их воспитывают, чтобы они были хорошей женой-матерью-служанкой без собственной воли и стремлений. И о том, как в них всё равно остаётся яростная сила, способная свернуть горы. Ёнхе не желает подчиняться мужу и системе в целом, поэтому и поведением, и вегетарианством устраивает своеобразный бунт, выбрав собственную свободу.
ㅤЭто книга и об осмысленной жизни, о которой мы забываем в быстром темпе современного мира, не видя настоящих себя и своих желаний, а делая лишь то, что требуется, то, что надо, то, как считается лучше, то, что делают все. Инхе, сестра Ёнхе, задумывается об этом и пытается найти что-то подлинное в своей жизни. Разве не пугающе — понять, что ты никогда не знала, кто ты есть на самом деле, будучи взрослым семейным человеком? Наверное, не страшнее, чем никогда вовсе этого не понять.
ㅤЭто книга также о том, есть ли у искусства границы. Может ли что-то быть искусством, если предполагает насилие? Где простирается граница между искусством и чем-то непотребным или неприличным? Могут ли общественные нормы сдерживать искусство? Об этом наталкивает на размышление сюжетная ветка с мужем Инхе на его пути к реализации давней художественной задумки. То, какие выборы он делает, многое говорит об этом персонаже, и финал его истории для меня кажется справедливым.
ㅤКонцовка мне показалась открытой, но ясной. После прочтения у меня остались тяжёлые впечатления, поэтому рука не поднялась поставить оценку выше, хотя книгу я бы не назвала плохой.