Рецензия на книгу Белая голубка Кордовы от Julie-K

La paloma blanca de Córdoba
Эта книга очень долго (даже слишком долго) жила у меня в «хотелках». Как много бы я потеряла, если бы не дошли до нее руки! Пожалуй, это одно из самых колоритных произведений, которое мне довелось прочитать.
Колоритны в этой книги герои – и главный герой, и второстепенные персонажи. Так здорово переданы их внешний облик, энергетика, характер, темперамент, манера говорить, привычки, что каждый воспринимается как живой человек. Каждый вызывает эмоции, каждый важен для этой книги. Подобно разноцветным стеклышкам в калейдоскопе, из которых волшебным образом возникает узор, судьбы этих людей сплетаются в канву романа, даря нам возможность погрузиться с головой в очень интересный сюжет, который не читаешь, а проживаешь вместе с этими героями.
Сюжет книги также колоритен – читателю предлагается разгадывать семейные тайны, трактовать знаки и символы, «распутывать» трансгенерационные связи – то наследство (в первую очередь, нематериальное), которое помимо своей воли получает человек от своих предков и, являясь звеном в цепи поколений, передает его дальше своим потомкам, . На страницах книги мы путешествуем через эпохи по разным городам и странам, оказываемся свидетелями преступлений, смертей и воскрешений и, в конечном итоге, вместе с главным героем платим по всем счетам.
Колоритен язык писателя. Удивительно, но у Дины Рубиной не просто меняется стиль речи в зависимости от говорящего. Она по-разному описывает пространство в зависимости от того, чьими глазами мы его видим. Например, мир вокруг главного героя описан так, как его может увидеть только Захар Кордовин - это мир, преломленный через восприятие художника, который видит красоту и поэзию в прозе обыденной жизни. Пейзажей, описанных так красиво, я точно больше не встречала нигде – игра красок, оттенков, тонов и полутонов. А какие метафоры! Какие образы! Описания хочется перечитывать и перечитывать – медленно, смакуя каждое слово. Физически ощущаешь атмосферу послевоенного Ленинграда, Винницы, пропитанной солнцем Испании, Израиля, Италии, Ватикана...
И, говоря о романе, невозможно не сказать о том, какое место в нем занимают картины. Живопись для главного героя – не профессия, не увлечение, картины для него – вся жизнь. В них же и трагедия героя. Он дарит вторую жизнь чужим полотнам, но все его собственные произведения утеряны, творить под своим именем у Кордовина нет никакой возможности. И как здорово Рубина картины описывает: процесс их создания, композицию, работу с цветом.... Мне кажется, что теперь, глядя на полотна Эль Греко, Шишкина или Рубенса, я буду слышать комментарии из этого романа.
На протяжении всего чтения нас сопровождает белая голубка – образ, обладающий богатым духовным и символическим значением. Значений много, но все они светлые , созидающие, позитивные. Такое же светлое чувство оставляет после прочтения книга. Несмотря на трагичность событий, описанных в романе, он наполнен любовью к жизни и верой в будущее. Он дарит нам настоящие эмоции. Он дарит нам сложные переживания. Ради этих чувств его стоит прочитать. И уж точно, эта книга не заканчивается с последней прочитанной страницей, а держит тебя еще долго-долго, напоминает о себе при каждом удобном случае – ароматом кофейни, пламенным фламенко, именами художников, оригиналами и репродукциями картин, пролетевшей над головой белой голубкой.