Рецензия на книгу Траектория краба от Reznor

написал рецензию15 июля 2024 16:44
Оценка книге:
8/10

Немецкая послевоенная литература – это нечто. Особенно та, которая камень за камнем разбирает завалы руин, на пороге которых оказалось некогда величественное государство, после болезненного и унизительного поражения в самой страшной войне прошлого столетия. Погружаясь в ту историческую эпоху путём чтения, было бы странно проигнорировать одного из самых видных писателей Германии второй половины XX века, нобелевского лауреата – Гюнтера Грасса. Постфактум могу уверенно сказать – это однозначно большая литература.

Меня впечатлило уже одно только название романа. Как оказалось, оно очень точно передаёт манеру автора двигать сюжет. Чтобы неловко протиснуться вперёд, необходимо исполнять крабьи манёвры – постоянно отступать назад, к прошлому. Сюжет романа строится вокруг крупного пассажирского круизного судна «Вильгельм Густлофф», названного в честь главы швейцарского отделения НСДАП – «мученика» убитого евреем. В период Великой Отечественной войны судно было переоборудовано под нужды армии. Под конец войны корабль был потоплен советской подлодкой С-13, управлял которой Герой Советского Союза – Александр Маринеско. Трагедия унесла много больше жертв, чем, к примеру, крушение Титаника. Среди погибших числилось немалое количество беженцев – женщин и детей.

Занятно наблюдать, как технический прогресс уже в то время использовался в качестве элемента пропаганды. «Вильгельм Густлофф» на момент спуска на воду, числился одним из крупнейших туристических кораблей. Гюнтер Грасс в деталях расписывает богатое внутреннее устройство судна, его техническую новизну и ту духоподъемность немцев, способствовало которой ощущение того, что отныне они первые во всём. Отстраняясь от книги, могу сказать, что был ещё цеппелин «Гинденбург» – самый большой, дорогой и передовой дирижабль в мире, чья судьба тоже была незавидна – он сгорел. Если бы меня спросили, кто главный герой прочитанной мною книги, я бы ответил, что это, однозначно, корабль. Остальные герои и события, хоть и расписаны по минутам – исключительно вокруг.

Если не пытаться воспринимать роман отдельно от его автора, то мне показалось, что Гюнтер Грасс встаёт на тонкую грань оправдания нацизма, но умело держит баланс, не переступая красных линий. Уместно ли задумываться о том, кто виноват в затоплении «Вильгельма Густлоффа»? Уместно ли пытаться поменять местами убийц и жертв? Конечно, можно вырвать т.н. «атаку века» из контекста Второй мировой войны. Но правильно ли это? Считаю, что нет. Почему в морозную ночь 30 января 1945 года, немецкий военный корабль, где половину экипажа составляли солдаты СС, корабль, где до последнего через репродукторы звучали речи Адольфа Гитлера и Эриха Коха, почему этот корабль не может быть целью советской подлодки? По-моему, не просто может – должен. Очень чувствуется, что автору книги, как немцу, неприятно само это событие, равно, как и факт его замалчивания. Неприятна ему и фигура Александра Маринеско, которого Грасс при любом удобном случае характеризует словами «алкаш, дебошир, бабник...». Как пишут в сети, во время своего визита в Калининград, писатель демонстративно отказался посетить памятник моряку-подводнику.

Второй важной сюжетной линией для романа является факт осознания немецким народом своей вины и повальное раскаяние. Грасс рассуждает о том, что разочарование от поражения и осмысление бесчеловечного зла, которое немцы принесли миру, оказало негативное влияние на психику не только участников событий, но и на психику многих поколений вперёд. Всё это вылилось в банальную проблему «отцов и детей». Взгляды на историю, которую к тому же, на государственном уровне, старались держать закрытой для освещения, у разных поколений не совпадали. Одни тяготели влево – к однозначному осуждению, неприятию, к Майнхоф и Баадеру, другие – вправо, к реваншистским настроениям и неонацизму. Народ Германии был разделён не только на восток и запад, на ГДР и ФРГ, разделён не только постыдной Берлинской стеной, но и, что страшнее – разделён ментально.

Уже после книги я прочитал статью, где говорится, что Гюнтер Грасс в 2006 году признался, что, как и многие его коллеги по цеху (те же Генрих Бёлль и Эрнст Юнгер, например), по молодости, служил в СС. Ни капли не удивлён. Удивлён скорее тому, что этот скелет провисел в шкафу аж до 2006 года и не рассыпался от старости в пыль.

#вордл_эллины
#европейский_вояж (Германия)

Его «Жестяной барабан» меня когда-то просто потряс. «Бильярд в половине десятого» Белля кстати тоже.

Ответить
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт