Рецензия на книгу Младшая Эдда от masyama
"Младшая Эдда" Снорри Стурлусона примечательна хотя бы тем, что никто толком не знает значение слова "Эдда". Учёные лишь выдвигают предположения, что оно могло бы означать. Как и любое литературное произведение, дошедшее до нас из глубины веков, "Младшая Эдда" теперь выглядит, скорее всего, совсем не так, как это было в момент её написания. Но с этим точно ничего не поделать. Искажения, внесённые переписчиками и самовольными редакторами средневековья, почти невозможно выявить и устранить.
Я начал читать эту книгу, ничего не зная о ней. Признаюсь, я ожидал нечто вроде сборника развесёлых приключений древних скандинавских богов, в которых Один, Тор, Локи и вся компания коротают время до Рагнарёка, строя друг другу изобретательные козни. В своих ожиданиях я был обманут по сути частично, а по форме - полностью.
"Младшая Эдда" состоит из нескольких очень сильно отличающихся друг от друга частей, и общий замысел произведения непонятен. Больше всего, с точки зрения учёных, которую я спешу разделить, книга напоминает учебник, типа хрестоматии, для будущих поэтов, то есть скальдов.
В первой части будущие скальды через мистический сюжет знакомятся, так сказать, с объектами своего творчества - асами, великанами, чудовищами и некоторыми земными правителями. По сюжету один из конунгов попадает в зачарованное место, где задаёт вопросы о богах и их деяниях неким божественным сущностям, которые делятся с героем своими знаниями.
Во второй части обучающиеся знакомятся с конкретными стилистическими приёмами и примерами их применения. К слову сказать, мне эти примеры показались настолько сложными, что я так до конца их и не понял. Впрочем, в комментариях к тексту предполагается, что и сам Снорри Стурлусон в них совсем чуть-чуть путался.
Однако в тексте действительно время от времени описываются те самые приключения, которых я от "Младшей Эдды" ждал. Когда читаешь о них в оригинальном, а не обработанном виде, в глаза бросается, что в ту эпоху сказания носили сугубо описательный характер, без вкраплений психологизма. То есть легенды и мифы - это просто перечень постоянных стычек, ссор и склок, заканчивающихся, как правило, смертью одного, нескольких или всех участников. Что тот или иной бог или человек думал о происходящем, остаётся за пределами рассказа. В общем, действие в дистиллированном виде.
Одна из наиболее задевших меня историй касается попадания поэзии в руки людей. Мёд Поэзии был, как это заведено у асов, похищен Одином у владельца мошенническим и обманным образом - он его выпил. Собственник напитка обернулся орлом и бросился в погоню за Одином и почти настиг его, да тот уже был за стенами Асгарда. Там Один изверг Мёд Поэзии в чашу через рот, но так как погоня была близка, а времени мало, то немного вытекло на землю из отверстия, противоположного ротовому. Эту часть Мёда Поэзии боги собирать не стали, и вот она-то как раз и досталась людям. Так среди нас завелись поэты. Думаю, эта картина будет вставать перед глазами всякий раз, когда у меня будет захватывать дух от красоты каких-либо стихов, и, тем более, если я когда-нибудь ещё сподоблюсь что-то написать сам.
Огромное спасибо составителям издания серии "Литературные памятники". Без их пояснений чтение "Младшей Эдды" не было бы и вполовину так интересно.