Рецензия на книгу Театр одного демона от masyama
На 717-й странице Эксмовского сборника о приключениях Рыжего Демона я снова выпал в осадок. Там написано: «Так Адам и Ева стали первыми людьми, имевшими дело с участковым милиционером, явившимся выселять их как проживающих без прописки». Я, зная, что переводчик работал совершенно непрофессионально, из спортивного интереса заглянул в исходник. Там было: «And so it was that first man and first woman met first eviction officer». Возмутительно просто!
К слову сказать, оригинальное название 'A Farce to Be Reckoned With', наверное, можно было перевести несколько ближе к источнику, чем "Театр одного демона". Да чего уж теперь.
Тем не менее, заключительная часть трилогии мне понравилась больше, чем первые два тома саги. Она обладает наиболее чётко сформулированным и интересным сюжетом.
В сюжете рассматривается вопрос, действительно ли характер и приложенные усилия определяют результаты, или можно полагаться на судьбу, которая выдаст тебе всё на блюдечке. С точки зрения Желязны и Шекли, второй тезис настолько опасен, что может нарушить всю механику мироздания.
И так как в романе рисуется практически локальный конец света, то и информация выдаётся читателю в очень драматичной манере. Впервые в цикле главным героям грозит всамделишная гибель, которую они если и избегают, то в очень неопределённой форме, напоминающей "Мастера и Маргариту" или, что чуть ближе по жанру, "Ведьмака".
Хотя никуда не делись и черты, не понравившиеся мне в первых частях. Действие по-прежнему очень неровное, некоторые сюжетные ходы можно счесть волюнтаристскими. Есть кое-какие несоответствия с ранее заявленными событиями и фактами. А, самое главное, генеральная идея была реализована лишь в последней четверти книги, а до того шла очень затянутая подготовка. Впрочем, приключения рыжего нечистого духа Аззи с самого начала представлялись американскими соавторами, как нечто в значительной степени условное.
Мне кажется, к финалу серии я, наконец, разобрался, кто и за что отвечал в авторском тандеме. Роджер Желязны, очевидно, конструировал действие, а вот Роберт Шекли, скорее всего, писал диалоги. У Шекли есть легко узнаваемая манера - его герои всегда разговаривают спокойно и доброжелательно, даже угрожая друг другу смертью, и с постепенно проявляющимся в репликах абсурдом. И очень смешно. В "Театре одного демона" таких диалогов много, и коль скоро сама по себе книга вряд ли чересчур хороша, то возможность посмеяться над такими разговорами не следует упускать.
Познакомившись с циклом о Рыжем Демоне, я могу сказать, что ожидал чего-то большего, чем отрывочно смешные романы с рваным ритмом, но, однако, стоит уважать большой труд двух замечательных американских фантастов на закате их дней. Для Желязны "Демон...", вероятно, стал последним или одним из последних опубликованных при жизни произведений.