Рецензия на книгу Пиковая дама от bedda
«Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты».
Очень люблю «Пиковую даму». Впервые я прочитала ее в школьном возрасте, и позже несколько раз перечитывала. Всякий раз мое внимание постепенно смещалось от самой этой немножко жуткой истории с коварно подмигивающей покойницей к разного рода деталям, в которых, как известно, - дьявол.
Как удачно Пушкин на роль главного героя выбирает именно обрусевшего немца Германна. Эта его немецкая практичность и непоколебимая рассудительность, которым, кажется, сносу нет, все же не выдерживают, лопаются. Почему? Пушкин сразу говорит, что в душе Германн всегда был игроком. Но ведь долгое время он успешно противостоял своей тайной страсти, холодный ум брал верх, и Германн неизменно отказывался «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Что же вдруг случилось? Возможно, точный немецкий механизм не может бесконечно функционировать в неродной среде, и в конце концов выходит из строя от долгого сопротивления пагубному воздействию окружения, легко спускающего миллионы за вечер. Что именно сломало стойкость Германна? Накопительный эффект от плохих примеров, «дефект фабрики» или Германн действительно, как «лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля», оказывается способным безмерно впечатлиться таинственным секретом графини и пойти на крайности?
Образ графини у Пушкина - это вообще что-то демонически прекрасное с художественной точки зрения, он как нельзя лучше вписывается в концепцию рассказа. Это одновременно и застрявшая в прошлом вздорная старуха, изводящая домашних, и некогда обворожительная гранд-дама, которая продолжает обитать еще где-то в потаенных уголках сморщенной старушечьей оболочки. Два портрета одной и той же женщины, разделенные шестьюдесятью годами, получились у Пушкина очень яркими и выразительными благодаря множеству живописных деталей. Именно такая может свести с ума во всех смыслах, и неудивительно, что Германн оказывается буквально завороженным не только легендой о карточной тайне, но и самим образом графини. Эта дама по-настоящему поражает воображение. В одном из самых замечательных на мой взгляд эпизодов Германн, спрятавшийся в комнате старухи, представляет себе, как много лет назад по лестнице, ведущей в спальню графини, «прокрадывался молодой счастливец, давно уже истлевший в могиле». Пушкин создает необыкновенно осязаемую атмосферу наслаивающихся друг на друга времен, проникновения прошлого в настоящее, реального в вымышленное, и таким образом создается четкое понимание душевного и ментального состояния Германна.
Образ Лизаветы Ивановны интересен, пожалуй, только с точки зрения психологической незрелости, отсутствия жизненного опыта и способности критического осмысления событий, подверженности неуемным фантазиям и неумением соотносить их с реальностью. Девушку по-человечески жаль, но даже сам Пушкин словно бы намекает, что при отсутствии характера и здравого смысла бедной родственнице уготована очень незавидная роль. Поэтому надо поблагодарить автора за гуманный финал этой истории для Лизаветы.
Ну, а Германн получил свое вполне заслуженно. Но как же красиво Пушкин все закрутил! Рассказ получился по звучанию очень мистическим, хотя всему происходящему находится вполне рациональное объяснение, в меру поучительным, но без назидательного занудства, и очень-очень атмосферным. Все же Пушкин на самом деле наше все - не могу вспомнить кого-нибудь до него, написавшего что-нибудь настолько же яркое.
#АК_2024 (Пушкин)
С какой любовью ты пишешь об этом рассказе! И так классно разложила! Согласна, пиковая дама в топе! Исполнение шикарное!