Рецензия на книгу Сосны. Город в Нигде от Reznor
Наконец-то я начал читать эту трилогию – давно хотел. Уже по первой части можно сказать, что «Заплутавшие сосны» одновременно и ни на что не похожи, и похожи на многое. Блейк Крауч в своём послесловии сказал правильные слова: «всё искусство – будь то книги, музыка или кино – это реакция на другое искусство». Его роман яркое тому подтверждение – здесь угадывается множество отсылок, некоторые из которых, я уверен, получились неосознанно. Что по-настоящему важно – никакие заимствования, или схожести, не делают текст Крауча вторичным. Чтение романа по-настоящему может увлечь – неискушённого читателя уж точно.
Сюжет первой части закручивается настолько лихо, что построение каких-либо предположений относительно следующей главы, или даже следующей страницы, кажется бесполезным – книга обманет любые надежды. Можно просто отдаться тексту – это будет нормальным решением, но я всё равно продолжал упрямо строить воздушные замки, пытаясь подбирать ключи к загадкам – тщетно. И для меня эта тщетность скорее в плюс – книга смогла удивить, пусть мне и не всегда нравилось, как автор выруливал из сюжетных капканов, которые он сам себе расставил.
Несмотря на цельность и однозначность сюжета, радует жанровое разнообразие текста – это и детектив, и боевик, и антиутопия, местами даже хоррор. В авангарде, конечно, фантастика. «Город в Нигде» включает в себя всё то, за что я фантастику и люблю: едва различимая бутафория внешнего мира, сомнения в собственной вменяемости, временны́е петли, аномалии и мистика, бред и галлюцинации, дежа-вю и флешбеки и т.д. Всего вышеназванного в тексте достаточно – даже с излишком. Но и изъянов в романе немало. Среди прочего – неприличное количество экшена, что важно – малореалистичного: налево и направо ломаются носы, выбиваются зубы, дробятся кости, режется, терзается плоть…Безусловно тело человека очень пластично и терпеливо, но если взять и исполнить с ним всё то, что записано в этой книге, то от человека не остается и мокрого места. Картинка под стать боевикам категории Б, где герои с лёгкостью останавливают пули и танки голыми руками. Ещё одним недостатком текста я бы назвал поведение главного героя, которое часто напоминает спонтанное «авось», но стабильно ведёт к успеху. Подобный нрав может добавлять персонажу харизмы, яркий пример – герой Брюса Уиллиса в фильме «Крепкий орешек», который аккурат с похмелья отправляется в полымя – спасать мир. «Сосны» – не тот случай, здесь такой путь главного героя выглядит натужным и негармоничным – сама атмосфера маленького городка как будто бы против этого.
Финал у первой части такой, что задела на будущее хоть отбавляй. Говорят, следующие части лучше предыдущей. Читаем дальше.