Рецензия на книгу Путешествия Гулливера от SKantor
Честно признаюсь, я совсем не знала чего ожидать от этой книги. В детстве я читала адаптированную версию про Гулливера в стране лилипутов, но там все было совершенно иначе. Оно и понятно, ведь полная версия состоит не только в фантастических приключениях, сколько в потилической критике и морализаторстве.
Книга состоит из четырёх частей - путешествие в страну лилипутов, страну гигантов, в страну учёных и в страну лошадей. И если с первыми двумя частями все, как по мне, неплохо, то к четвёртой герой становится просто невыносимым. Но пойду по порядку.
Главный герой, Гулливер, поступает хирургом на корабль, и в лучших традициях мореплавания, ткрми крушение и оказывается на неизвестном острове. И так, в целом, каждый раз - канва сюжета не меняется.
В первое свое путешествия его заносит на остров с крошечными людьми, которых он может раздавить одной левой. Но проявив себя человеком скромным и благородным, Гулливер становится почётным жителем страны, ведёт пространные беседы о политике и истории Европы, и вообще наслаждается жизнью (а ещё тушит пожар очень неожиданным образом, и это было максимально странно, как для классической и ханжеской книги). Но, дворцовые интриги вынуждают его уплыть домой. Как мне кажется, здесь идёт критика автора от лица героя на монархическое устройство общества, хоть он и не забывает напомнить, что все страны Европы ужасны, но родная Англия великолепна.
Второе путешествие приводит Гулливера к великанам и теперь уже он в роли маленького человечка, которого легко могут затоптать и не заметить. Очень хороший контраст выходит между этими частями, как раз то, что нужно для лучшего понимания обеих сторон истории.
В третьей части, все становится довольно странным. Гулливер попадает на некий летающий остров, на котором все математики и музыканты. А ещё там есть университет, в котором занимаются самыми невероятными исследованиями - от попыток превратить отходы жизнедеятельности обратно в еду, и до попыток изучить, как уговорить монархов принимать на службу порядочных людей (что, как известно, невозможно и немыслимо по словам героя). И в этой части все стало довольно странным - критики стало больше, связности сюжета меньше, а герой все больше и больше осуждает своих соплеменников.
И тут, на самый десерт - страна, в которой правят лошади, а люди застряли на уровне неандертальцев и используются в качестве рабочей силы. И здесь Остапа понесло. Герой (он же автор, так как тут явно слышно голос именно писателя, а не просто персонажа), проникается бесконечным отвращением к себе подобным, максимально старается отгородиться от любого сходства с ними, и буквально молится на лошадиный народ. Они ведь такие идеальные, не то что люди, а особенно самки (или женщины, едва ли Гулливер отличает терминологию), и по факту он являясь человеком, начинает пытаться ассоциировать себя с другим видом, лишь бы не быть дивотнвм. И даже не замечает, что к нему относятся как к говорящей обезьянке. Но по возвращении домой, психика так и осталась сломанной, пусть он сам это и не признал бы, как минимум, за отсутствием в те времена психоанализа. Но терпеть героя становится буквально невозможно, хорошо хоть книга там и заканчивается.
На самом деле, если бы здесь было чуть больше приключений и чуть меньше политики и пересказывания одних и тех же вещей по несколько раз, мне бы понравилось значительно больше. Потому что, про быт таких вот народов читать любопытно, а вот про то, какие все люди плохие, а другие народы хорошие, как-то не особо. Видимо, Джонатан Свифт просто хотел выплеснуть все свое недовольство системой, а открыто это было не сделать. Вот и вышло то, что вышло.
Как памятник культуры, читать стоит, как мне кажется, но надо как-то не обижаться на автора за его снисходительный взгляд на других людей. Видимо большего в те времена ожидать не приходилось.
#библиополия (18-ый век, 100+ страниц)
#выполняю_обещание тема 3 Классика 1/12