Рецензия на книгу Преступление и наказание от ninashashkova

Писать рецензии на классику, тем более на Достоевского, - дело неблагодарное, но нужное, ибо нет для меня более плодотворной пищи для размышленний, чем творения Федора Михайловича. "Преступление и наказание" я прочитала третий раз, и каждый раз роман открывается для меня по-новому, поднимаются новые пласты смыслов, а сюжет и персонажи поворачиваются совершенно иной стороной. И если в школе и в юности я смотрела в упор и видела лишь вершину айсберга, то сейчас как будто появилась способность видеть между строк.
На сегодняшний день для меня "Преступление и наказание" - это роман не об убийстве старухи-процентщицы. Это яркое и убедительное пособие, раскрывающее, как ум управляет слабым и неосознанным человеком. И если быть честной с собой, то придется признать, что в этом вопросе я и многие другие люди отличаемся от Раскольникова лишь уровнем морального падения и социальной (не)приемлемости. В своем отождествлении с умственными идеями Родион Романович зашел слишком далеко. Настолько далеко, что эти же идеи, эти программы, его сгубили. Но по большому счету любой поступок, совершаемый под воздействием умственной программы-идеи, губителен, а разница лишь в степени обратимости и социальном одобрении.
"Тварь я дрожащая или право имею" - это та разрушительная программа-идея, которая являет собой апогей умственных процессов, подкрепленных сильным и токсичным эго. Поэтому, читая роман, мне было больно видеть и понимать, что одно лишь мгновение осознавания и разотождествления с инородными концепциями, спасли бы Раскольникова, причем на любом этапе сюжета, даже после совершения убийства. Но до самого конца герой так и остается в тюрьме ума и не видит истинных причин своего бедственного положения.
И мне не важно, вкладывал ли Достоевский подобные смыслы в "Преступление и наказание". Я знаю одно: Федор Михайлович очень дотошно и в мельчайших деталях описывает психологию своих персонажей, поэтому все это считывается по ходу повестования. Даже если на сознательном уровне Достоевский не думал о концепциях ума и о том, как через них ум "дурит" человека, то на уровне неосознанном он отзеркалил и изобразил проявление неконтролируемых и неосознаваемых программ.
Потому что "Преступление и наказание" не о безумном запутавшемся студенте, убившем несчастную старуху и ее сестру, а обо всех нас. И единственный реальный способ перестать быть тварью дрожащей - это перестать идти за идеей иметь право. Да и за любой другой идеей.
Браво! Редко встретишь такого понимающего Достоевского читателя. Трудный он писатель, но гениальный! Обожаю его творчество, а Вам респект за рецензию.
@Bookworm1984, благодарю преогромнейше :)