Рецензия на книгу Золотой Храм от moymay

#библиополия (Азия, 300)
"Встретишь Будду – убей Будду, встретишь патриарха – убей патриарха, встретишь святого – убей святого, встретишь отца и мать – убей отца и мать, встретишь родича – убей родича. Лишь так достигнешь ты просветления и избавления от бренности бытия."
Эта провокационная цитата из дзэнской традиции прекрасно отражает суть романа Юкио Мисимы "Золотой храм", пронизанного глубоким нигилизмом и исследованием темных сторон человеческой природы. Произведение, основанное на реальном событии - поджоге знаменитого храма Кинкаку-дзи в Киото молодым монахом в 1950 году, погружает читателя в бездны человеческой психики и природу красоты.
Мисима мастерски вводит нас в сознание главного героя Мидзогути - заикающегося, социально неприспособленного юноши, одержимого идеей абсолютной красоты, воплощенной в Золотом храме. Через внутренний монолог Мидзогути автор раскрывает не только сложные философские концепции, но и процесс мучительного самоисследования героя, его способности к "плохому" как способу поиска себя и своего места в мире.
В процессе своего духовного путешествия герой приходит к пониманию истинной природы "прекрасного" храма. Он осознает, что красота Кинкакудзи заключается не в его физической форме, а в "обещании прекрасного", которое наслаивается на реальность. Это обещание, эти предвестья несуществующей на самом деле красоты и образуют главную суть Золотого храма. Такая концепция тесно переплетается с нигилистическим мировоззрением, отрицающим все существующее и признающим лишь иллюзорность красоты.
Роман глубоко затрагивает темы отчуждения, поиска идентичности, конфликта между идеалом и реальностью. Мисима создает уникальное произведение, в котором нигилистические настроения переплетаются с болезненным самопознанием героя. Разрушение храма становится для Мидзогути не просто актом вандализма, а попыткой обрести себя через уничтожение того, что он считал недостижимым идеалом.
Я давно смирилась с тем, что японская литература со всей их философией не будет мне понятна до конца. У меня было убеждение, что читать японскую литературу, тем более классическое произведение, мне будет трудно. Однако мои опасения оказались напрасны - роман легко и приятно читался, весьма мелодично. Мисиме удалось создать текст, который, несмотря на свою глубину и сложность тем, остается доступным и увлекательным для читателя.
"Золотой храм" - это не просто роман о разрушении прекрасного, это глубокое исследование человеческой природы, красоты и её разрушительной силы, а также нигилистического стремления к самопознанию через отрицание и разрушение. Мисима создал произведение, которое продолжает резонировать с читателями спустя десятилетия после его создания, заставляя задуматься о природе красоты, искусства и человеческих поступков, а также о тёмных глубинах собственной души.