Рецензия на книгу Ярость от bedda

написала рецензию21 марта 2025 10:43
Оценка книге:
8/10

«Непросто жить, поддавшись соблазну того, что тебе отвратительно».

«Ярость» меньше всего похожа на другие романы Рушди, которые я читала. Здесь нет магреализма, почти нет Индии, и это не сага. Несмотря на название, книга кажется довольно флегматичной, и только в самом конце у читателя могут начать подкипать эмоции. Сюжет «Ярости» достаточно условный, хотя в нем есть и женщины, и убийства, однако это все-таки Рушди - психологии, глубины и философии тут предостаточно.

Главный герой, профессор Малик Соланка, в один прекрасный день оставляет в Лондоне жену и сына и без объяснений сбегает в Нью-Йорк. Наверное, причины для такого поступка у него все-таки имеются, и постепенно становится понятно, что заставило Соланку поступить именно так. Параллельно выясняются и многие другие обстоятельства его жизни, события прошлого и настоящего, которые дают хоть какое-то объяснение неконтролируемым вспышкам ярости, преследующим профессора.

Желание сбежать от жизни, растворившись в гигантском муравейнике, осуществляется с точностью до наоборот. Жизнь набрасывается буквально отовсюду. Нью-Йорк оказывается концентрацией всего того, от чего Соланка мечтает спрятаться. Этот город, словно зеркало, отражает все внутренние страхи и пороки, и, казалось бы, единственным спасением может стать традиционно американское - прозак и кушетка психоаналитика. Однако подобно Шиве, который «танцуя танец ярости, <…> разрушает, но одновременно и творит мир», профессор находит способ сублимации своей агрессивной энергии.

Его новый творческий проект очень сильно перекликается с прошлым: когда-то профессор бросил работу в Кембридже, чтобы дать жизнь придуманной им кукле Глупышке. Задуманная как интеллектуальная, телепрограмма с Глупышкой перерождается вне воли создателя в низкопробную попсу, приносящую, однако, миллионы дохода. Новое детище Соланки обещает быть продуктом совсем иного пошиба, но, как нетрудно догадаться, точно так же выходит из-под контроля и приводит к непредсказуемым последствиям. «Ища избавления в творчестве, создавая выдуманный мир, он стал свидетелем того, как обитатели этого мира проникают в реальность и становятся монстрами».

Рушди очень ярко рисует проблемы современного мира, в котором люди все больше походят на пустоголовых и бездушных кукол, а машины занимают место человека. Где одурманивающая реклама обещает несусветные блага и «ты этого достойна», а реальность оказывается до невозможности далекой от ожиданий. Где борцы за справедливость и идеалисты разного толка оказываются тиранами похлеще тех, на борьбу с которыми они призывают. И где человеку, осознающему все это, не остается возможности ничего изменить, у него даже способов без вреда для себя и окружающих выпустить пар очень мало на самом деле.

Хороший роман для любителей неспешной рефлексии. Тем же, кто ждет от Рушди пряного Болливуда, лучше почитать другие его книги.

Похожие рецензии
@mine Татьяна 7 сентября 2016
"Щенячья ярость" - мой рабочий вариант названия. Эвмениды Салмана Рудши не под стать благоволительницам Литтелла. Яростные фурии терзают душу несчастного индуса Соланки. Ха. По сути ...Читать далее
@skantor Соня 26 июня 2021
"Но единственной войной, на которой довелось побывать Соланке, была сама жизнь, и в целом жизнь щадила его." История о том, как я решила знакомиться с ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт