Рецензия на книгу Черепахи — и нет им конца от beshenaia

#БК_2025(2. Книга, которая была экранизирована в 2024 году)
Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчёт Вселенной я не уверен. Альберта Эйнштейн
А вы знаете, что спираль является одним из древнейших и универсальных символов, которым обозначают бесконечность? Она может разворачиваться как в одну, так и в другую сторону, не имея ни начала, ни конца… Значит, направление волен выбирать идущий. Либо он будет неуклонно двигаться вперёд, постоянно развиваясь. И тогда спираль будет представлять собой цикл жизни и одновременно стремление к чему-то новому, то есть некий процесс роста и развития.
Но можно выбрать и другой путь, ведущий к центру спирали. Не трудно догадаться, что в данном случае и смысл символа поменяется на диаметрально противоположный. Рост превратится в угасание, развитие – в деградацию, ну а жизнь неизбежно обернётся смертью.
Да, вот такие мысли пришли мне в голову от одного взгляда на обложку этой книги. Впрочем, этому способствовали и черепахи, которым нет конца. Всё-таки символ мудрости и долголетия, основа, на которой покоился мир очень долгое время. Да и книга поначалу заставляла не только мыслить, то есть думать головой. Она разбудила и моё сердце, подарив надежду, что я встречу на этих страницах что-то необычное и пленительное.
Именно так и было очень долгое время, пока я знакомилась с Азой и её приятелями, их жизнью, надеждами и невзгодами. Хотя не скрою, такой поворот событий меня несколько удивил. Я же полезла в это книгу скорее за детективным сюжетом: пропал миллиардер Рассел Пикет, по совместительству – отец Дэвиса, с которым Аза когда-то была дружна в летнем лагере. За любые сведения о пропавшем назначается солидное вознаграждение. И Дейзи, лучшая подруга Азы, уговаривает её взяться за дело, даже не подозревая, что детская шалость может обернуться серьёзными неприятностями.
Впрочем, эти самые неприятности имеют очень отдалённое отношение к пропавшему миллиардеру. Да и его пропажа по сути дела тоже. Она скорее является лишь катализатором, отправной точкой сюжета, из которой и начинает разворачиваться спираль, крепко связывающая Азу, Дейзи, Дэвиса и много чего ещё. То есть по сути дела перед читателем и не детектив вовсе, а история о подростках с непростой судьбой, главной из которых, безусловно, является Аза.
У Азы – ОКР, то есть обсессивно-компульсивное расстройство. Ещё проще – одержимость идеей, что она может заразиться из-за чего угодно (прикосновения, пота, небольшой ранки на пальце) и вскоре умереть. И вот с этим состоянием Аза постоянно живёт, пытаясь бороться не столько с окружающим миром, сколько с самой собой, то есть с тем, что засело в её голове и ни на миг не отпускает.
И, наверное, это – самая главная часть книги. Попытка рассказать, объяснить то, от чего страдают и не могут полноценно жить некоторые люди. Думаю, это было очень важно и ценно. Вот только… Не поймите меня неправильно, но мне кажется, что за этим потерялось абсолютно всё остальное: и пропавший миллиардер, и его страдающий сын, и Дейзи, изо всех сил цепляющаяся за своё место в этом мире.
Причём в процессе чтения (а он был довольно захватывающим) всё это отошло на второй план и как-то не особо волновало. Но вот когда книга уже была дочитана, на меня разом обрушился целый ворох вопросов относительно самих героев и сюжета. Как? Зачем? Почему? И сколько бы я ни старалась, я не в состоянии на них ответить. И от этого возникает не самое приятное чувство, что, вполне вероятно, автор сам про всё это просто забыл. Что очень и очень печально.
Да, существуют только две бесконечные вещи. И мне искренне хочется верить, что точно бесконечной должна быть Вселенная…