Рецензия на книгу Новая космическая опера. Антология от masyama
Во второй том антологии "Космическая опера" вошли 17 произведений, написанных в новейшее время - 90-00гг. Спасибо составителям, желавшим представить жанр в самом выигрышном свете, за отсутствие в оглавлении откровенно слабых, дурно написанных позиций. Может быть, современные авторы в среднем уступают классикам в мастерстве ремесла, но в изощрëнности фантазии находятся с ними на одном уровне, а то и превосходят.
В книгу включëн один роман - "Изгой" Дональда Кингсбери, о нëм я написал отдельно. Остальные повести и рассказы имеют объëм 40-60 страниц, за исключением двух-трёх мини-рассказов.
В число авторов нового времени попали два фантаста, чьи имена, скорее, ассоциируются у любителей фантастики с предшествовавшими 90-м десятилетиями. Это Урсула Ле Гуин и Майкл Муркок. Как ни странно, именно их произведения мне понравились меньше всего. У Ле Гуин при очевидном своеобразии и качестве самого текста рассказ "История "Шобиков"" получился на мой вкус слишком малопонятным, а Муркок в "Волшебнице безмолвной цитадели" откровенно пародирует жанр, а я не очень люблю пародии. (Например, главный герой имеет кличку Арз-Тан).
Зато в отличие от пародий мне нравятся переосмысления. Поэтому на меня произвëл приятное впечатление рассказ Аллена Стила "Смерть капитана Фьючера". В нëм героика космических путешествий выворачивается наизнанку, и подноготная предстаëт совсем не такой, как можно было бы предположить.
А вообще, авторы современной НФ, будь то космоопера или нет, больше всего захвачены идеей постчеловека. Большинство писателей, включённых в антологию, изображают будущее, в котором человек то ли очень многое приобрëл, то ли очень многое потерял с развитием биотехнологии, сросшись с машиной. Автомат и человек породнились. И определение понятия жизни и разумности стали совсем другими. Так или иначе касаются этой темы практически все рассказы и повести "Космической оперы". На мой взгляд, самый интересный из них - это "Грист" Тони Дэниела. В нëм поднимаются острые этические вопросы исчезновения грани между человеком, устройством и даже божеством. Впрочем, меня он, в первую очередь, привлёк тем, что из него при решении технической задачи не исчезла эмоциональная составляющая.
На эту же тему написан и хороший рассказ Роберта Рида "Реморы". Есть нём что-то "уэллсовское", что-то от противопоставления морлоков и элоев. Более того, стать другим человек может по собственному, относительно свободному, выбору. Рассказ также имеет неожиданный финал, правда, мне не очень понравившийся.
Очень ярок и необычен рассказ Джона Райта "Гостевой закон", последний в оглавлении. Несмотря но то, что в нëм есть посмешившая меня фраза о современном мире, продвигаемая писателем идея о неотвратимости возмездия за зло оказалась очень близка тому идеалу мироздания, который я лелею в своём разуме.
Отмечу также приятное разнообразие сцен действия произведений антологии, разнящихся масштабом от вселенских пространств до камерности рубки управления кораблём.
Ну, и, наконец, несмотря на то, что многие авторы сборника отрекомендованы, как левые или либералы, рассказы и повести книги в целом свободны от политической составляющей и, тем более, от повестки пробуждëнных. Это объективно позволяет получить от антологии больше удовольствия.
Прочитав книгу, любой любитель фантастики возрадуется, что космическая опера жива, здравствует и имеет место для шага вперёд.