Рецензия на книгу Амулет Самарканда от fermalion
Юношеское фэнтези. Очень юношеское и очень фэнтези.
Простенький (чтобы не сказать примитивненький) сюжет, блеклые персонажи, общая бредовость и предсказуемость происходящих событий.
Ни в коем случае не следовало ожидать от этой книги многого, но я, польстившись многочисленными дифирамбами других читателей, полагал встретить в этой книге чуть ли не нового Гарри Поттера. И посему разочарование было пропорционально возложенным надеждам.
Страуд не изобрел ничего нового — в большей или меньшей степени надергав для своего произведения наработок Роулинг, Пулмана и Колфера, он забыл добавить «секретный ингредиент» хорошего шеф-повара, такой, чтобы имело смысл говорить об «особом, страудовском стиле».
Микс из чужих идей и миров получился хоть и неплохим, но совершенно пресным, без какого бы то ни было эстетического послевкусия.
Худшая из бед Страуда — это персонажи. Моя читательская фантазия объявила категоричный бойкот всем без исключения действующим лицам. Я не верю тому, как автор описывает своих героев, я представляю их себе совершенно иначе. Пожалуй, такая явная рассинхронизация авторского воображения и моего собственного мне встречается впервые.
Персонажи ведут себя совершенно не так, как подсказывает нам всем здравый смысл, они отыгрывают чужие роли, как если бы все актеры на сцене театра перепутали костюмы.
Пятитысячелетний джинн ведет себя как ершистый подросток. Ершистый подросток ведет себя как циничный уголовник-рецидивист. А уголовник-рецидивист ведет себя как... впрочем, с ним-то как раз никакого противоречия не возникает.
Дело в том, что уголовники-рецидивисты, продажные негодяи и просто бессовестные мерзавцы здесь абсолютно все. Больше сволочей, хороших и разных! На любой вкус и цвет.
Главный герой (двенадцатилетний, не премину отметить, мальчик) — сволочь умная и злопамятная. Его наставник — сволочь мелочная и глупая. Джинн на службе мальчика — сволочь просто по своей природе, таким уж он уродился. А главный враг — сволочь по всем статьям, эталонная. Даже мальчишка-газетчик, мелькнувший в истории страниц на пять — и то негодяй, бунтарь и вор.
Рассказываемая в таких декорациях история — это противостояние моральных разложенцев, а некоторые из их благородных поступков обуславливаются заботой исключительно о своей собственной шкуре.
И даже то, что в конечном итоге главный герой спас мир — это так, побочный квест. Потому что главной его целью было... что? Правильно, отмщение. Циничное и жестокое.
Ту часть истории, которая рассказывается от лица Натаниэля (того самого мальчика) читать не то что бы очень увлекательно, но приемлемо, а пару раз за книгу, страшно сказать, так и вовсе интересно (но только пару раз). А вот когда рассказчик переключается на джинна Бартимеуса, градус уныния возрастает многократно.
Тут уже автор выбирает якоря из плотного ила здравого смысла и отпускает повествование в бушующий океан своей воспаленной фантазии. Демоны, бесы, джинны и африты, еще не пойми какие черти — все это бесконечно далеко от таких понятий, как «стройность повествования» и «логическая непротиворечивость созданного мира».
Автор городит, что хочет. В огороде бузина, а в Лондоне дядька. Любые законы волшебного мира изобретаются писателем в самый последний момент и гибко трансформируются по необходимости именно так, как было бы наиболее удобно для действующего лица. Магические правила, едва проглядывающие в истории поначалу, со временем превращаются в полнейшую кашу из фокусов, трюков, иллюзий, фаерболов и прочего «страшного колдунства» — каждый колдует, как хочет.
Итог неутешителен.
Неправдоподобный мир, непроработанные персонажи, никаких оригинальных идей. В конце концов, нет даже увлекательного сюжета.
На протяжении всей истории мой интерес к книге колебался где-то в районе отметки «вежливый». Читать это не трудно и не противно (в конце концов, язык повествования достаточно прост), но я не раз ловил себя на мысли, что я делаю одолжение автору, продолжая читать его байку, которая до самой последней страницы так и не смогла меня зацепить.
Это не «Гарри Поттер» и не «Темные начала». Это даже не «Артемис Фаул». Я не оберну эту книгу в обложку и не отложу ее для прочтения своим детям.
Это очень простенькая — даже по меркам юношеской фантастики, — книга, которую легко читать и так же легко забыть. Без интереса, без отвращения и без сожаления.
Вторая и третья книги трилогии смещаются в моем личном списке «к прочтению» куда-то в район тысячного места.
Средне. Гораздо ниже ожидаемого.
Вчера как раз дочитала эту книгу. Соглашусь с вами, очень юношеское фентези. Сюжет показался каким-то "плоским" что ли... И желания читать продолжение трилогии не возникло.
Сразу вспомнилась цитата из "клиники" - "Люди не конфеты. Это сволочи, покрытые сволочностью, со сволочной начинкой!" :D
Помню в детстве читала.. Первую я прочла, а вот вторая так и стоит на полке пылится с закладкой по середине)