Рецензия на книгу Цифровой, или Brevis est от slenderman
Меня «Цифровой» задел за живое. Многие из нас уже стали зависимыми от телевизора, инета, от компов, от сотовых.
Тема, поднятая в новом романе супругов очень актуальна. Да, не нова: феномен виртуальной жизни, пусть иллюзорной, зато такой насыщенной и интересной, исследовался и раньше. Однако, перед нами не разоблачительная агитка, не сухая монография и не простая констатация фактов. Нет. В мире «Цифрового», очень и очень похожем на наш, человеческие отношения не нужны. Зачем встречаться с живыми друзьями, если в блогах кипят страсти по погибшей во время пейнтбольной сессии девушке? И что с того, что девушку эту и в глаза никто не видел, ведь она успела стать ближе, чем родные, семья – через записи в дневнике. Что с того, сто сын не ходит в школу, если по телевизору ежечасно сообщают все более волнующие новости, так, что не оторваться?
Книга заинтересовала только со второй главы. Понастоящему заинтересовала. Начало — как всегда у Дяченко — что-то типа подросткового романа.
Одна из главных идей — манипулятор и манипулируемый. Вечный симбиоз, на котором построена жизнь. И самое главное — манипулируемый не должен знать, что им манипулируют. Например, в зеркальной комнате, мы будем смотреть на себя с тысячи углов зрения. Ты отражаешься в зеркале, в котором ты отражаешься, в котором ты отражаешься, в котором ты отражаешься и т.д. Пока отражение не уйдет в бесконечность и, как принято полагать, затухнет до нуля. Так и ты можешь быть манипулятором и думать, что ты настоящий манипулятор, а на самом деле над тобой еще есть манипулятор, над тем манипулятором еще один, сверху еще... Настоящие желания (собственные, личные), родившиеся у тебя внутри, на самом деле могут быть результатом влияния окружающего мира, скрытой рекламы, чьих-то осторожных «тычков», либо движения чьей-то компьютерной мыши.
Другая из главных идей — искусственность в настоящем мире, подлинность в искусственном. И наоборот. В Сети можно найти смысл жизни, настоящих друзей, любовь и сопереживания. Построить собственный мир таким, каким-ты хочешь. Если ты в реале хиляк — в Сети можешь быть крупной, влиятельной фигурой. Беда только в том, что в Сети ты можешь встретить реального человека (не просто героя, за которым скрывается живой человек), а рельного, только оцифрованного человека.
Человек с точки зрения Сети — сложнейший поток информации, которую можно записать на диск, передать по кабелю или, за ненадобностью, стереть. Shift + Del — без восстановления. Или сделать кучу сейвов, таким образом обессмертив человека.
Просто задумайтесь, что из монитора на вас смотрит сама Информация, а в каждом пикселе изображения зашифрованы приказы. Или, например, кто-то сидит за компом, на мониторе показывается, как вы покупаете что-то в магазине (изображение со скрытой камеры). Этот кто-то водит указателем мыши по экрану, и вы вслед за указателем бегаете от витрины к витрине, берете то, что укажет «мышка».
Что еще сказать? Книгу прочитать стоит — держит внимание до самой финальной фразы. Дяченко здесь показали себя совершенно с другой стороны. Это не привычное классическое фэнтези. Еще — нет ярко выраженной любовной линии.
Единственное, что нельзя не сказать — некая вторичность в мелочах. Могу отметить два американских фильма, правда название одного из них так и не смог вспомнить. Название второго «Геймер» (в этом году вышел на экраны). Нельзя не вспомнить «Матрицу» (уже 3-ий фильм). Очень много малых форм на отдельные темы романа на литературном сайте proza.ru. Хотя, это не есть минусы.
Например, как только человек стал думать, как бы ему полелеть в космос — так сразу же писатели-фантасты живо откликнулись на новые веяния. Появились книги про инопланетян, про жизнь на других планетах и тому подобное. Как только в нам мир вошли компьютеры — первым подхватил флаг инноваторства в литературе киберпанк. Просто в наш век развития компьютерных технологий человек вновь пытается переосмыслить свое существование, определить свое место в мире, и объяснить мир в привычных ему образах.
Хотя, что я все говорю, да говорю — лучше убедитесь сами.