Рецензия на книгу Портрет художника в юности от umayra
До того, как приступить к феномену Джойса под названием "Улисс", нужно ознакомиться с двумя книгами, своего рода, преддверием к нему. Одна из этих книг, как раз вот данная.
Джойс - он Гигант мысли. Он - Явление, которое не повторится, видимо, еще очень долго.
Это настолько глубокий ум и высокий интеллект, что от первых же слов его текстов человека бросает в дрожь. Поразительно то, что восторг ты ощущаешь именно в тот момент, когда продираешься сквозь плотную субстанцию, через вымахавшие до необъятных размеров джунгли из слов, искусно переплетенные в сложном, но понятном узоре.
"Портрет" - яркий пример словесной изобретательности, которую успешно демонстрирует Джойс.
В центре сюжета Стивен, его жизненный путь, начиная с самого раннего возраста. Перед читателем ярко и выпукло разворачивается картина становления личности - его духовный рост, преображение души и самовыражение перед самим же собой. Стивен - это автопортрет, и этот факт еще больше сближает читателя с Джойсом.
Процесс чтения превращается в нечто более интимное. Это схоже с тем чувством, когда заходишь в совершенно незнакомую комнату и случайно раскрываешь альбом с фотографиями. Рассматривая каждый портрет читатель срывает оболочку за оболочкой, приближая миг, когда все скрытые стороны семьи, доселе тебе незнакомой, проявятся ясно и четко во всей своей непростой, а временами, даже жестокой наготе.
Стивен Дедал - это всего лишь первая буква, отправная точка, откуда растет и разветвляется огромное дерево с роскошной кроной - это и история семьи, в которой доминировали такие понятия, как верность корням и преданность неписанным законам-устоям.
Это любовь к земле, породившей Дедалов - любовь к Ирландии с ее суровой непреклонностью, к любому ее камню и травинке, это воспевание родного края не слащавыми нотками, а гимном, который отзывается гордым эхом в горах и долинах.
И главное, роман - это робкие попытки души найти сосуд, способный ее принять и вместить. Это шаги вслепую, когда идешь наугад и все время спотыкаешься, ударяешься, падаешь и встаешь. Встаешь не с пустыми руками. Каждое падение - это находка. Так и Стивен. Он блуждал с протянутыми руками, сквозь мрак и пелену густого удушающего дыма. Он рисовал самого себя, он создавал свой истинный портрет из осколков разбитого неправильного Стивена, того, кем он не являлся. Иллюзия разлеталась в прах прямо на глазах, обнажая настоящего Стивена. Но путь оказался слишком тернистым, слишком жертвенным и долгим.
Потрясающе и очень сильно передана религиозно-философская составляющая романа - сцена с Проповедью, после которой Стивен почувствовал, как его душа отделяется от тела и предстает перед Господом. Это та самая решающая минута, миг, когда человек осознает всю свою ничтожность перед лицом Вселенной и видит себя со стороны. Жалкий и нелепый, погрязший в грехах, с ужасом в глазах от мысли, что жизнь не вечна и когда-то придется платить по счетам за каждую гнусность, мерзость и даже неприятную скользкую мелочь, что ты посмел допустить в игре, что называлась "Жизнь".