Рецензия на книгу Дом сна от bachucha
Архитектуру "Дома сна" можно назвать многоуровневой - главы с событиями настоящего и прошлого чередуются (что напоминает нам Оно, но смены здесь не столь резки, как у Кинга), из множества ниточек образуют сложный узор. Если вы любите постепенно по кусочкам собирать воедино всю картину, обращая внимание на незначительные на первый взгляд детали, обнаруживать самые невероятные переплетения судеб героев, эта книга однозначно для вас.
Путешествия из одного временного отрезка в другой придают книге меланхолический оттенок, потому что в прошлом герои предстают перед нами еще молодыми беспечными студентами с выраженным юношеским максимализмом и «большими надеждами», в настоящем же времени выясняется, как впоследствии сложилась их судьба – каким мечтам суждено было осуществиться, а каким кануть в Лету.
Сюжет книги построен вокруг сновидений, а кто как не они будоражат воображение огромного количества людей, мечтающих понять природу происхождения снов и разгадать их смысл. Меня в данном случае влекло желание погрузиться в мир бессознательного, и ожидала я чего-то фантасмагорического, сюрреалистичного и психоделичного, но здесь этого практически нет. Для меня первую скрипку в «Доме сна» сыграли отнюдь не сны, а одержимость героев книги.
Роберт – романтик, одержимый идеей идеальной возлюбленной, родственной женской душе, с которой он хотел бы воссоединиться. Ради того, чтобы добиться расположения девушки, в которую он влюблен, Роберт готов на любую жертву. Его «жертва» хоть и была для меня ожидаема ближе к концу книги, но все-таки шокировала. Как можно было ЭТО сделать??? На что он рассчитывал? Ведь его поступок сопряжен с полным отторжением своего «Я». Сложно представить, каково оказаться на месте девушки, невзначай обронившей какие-то слова и получившей от молодого человека такой «сюрприз».
Терри – киноман, одержимый идеей поиска пропавшего фильма, который становится для него «Святым Граалем», идеальным в своей недостижимости. Терри, как герой, наиболее мне понятен, поскольку и в моей жизни был период, когда я спала по 12 часов только лишь потому, что не могла оторваться от просмотра снов.
Грегори – ученый, одержимый теорией снов, которые, по его мнению, являются не более чем болезнью, нуждающейся в искоренении, в своих исследованиях крайне жесток, не гнушается опытами на людях, склонен к параноидальным идеям, что верным путем ведет его к безумию.
Сара – девушка, страдающая нарколепсией, постоянно балансирует на грани реальности и сна, с трудом их отличает, в ее случае трудно говорить о таком сильном чувстве как одержимость, поскольку сама героиня представляется тусклой, невзрачной, бессильной, истощенной.
Удивительно, что Коу писал этот роман как юмористическое произведение, таковым в традиционном понимании его назвать нельзя, но элементы юмора (а чаще стеба) все же присутствуют. Автор безжалостно прошелся свои пером по «тренингам», на которых взрослые люди вынуждены заниматься абсурдными вещами, порассуждал на вечную тему противостояния «высокого» европейского и «коммерческого» американского кинематографа, представил нам на суд изыскания психоаналитика, смотрящего на человека сквозь призму своей теории. И есть в романе один курьез, который рассмешил меня до слез.
«Дом сна» оставил после себя странное и одновременно приятное послевкусие, оценку чуть снизила только лишь из-за того, что для меня в пересечении жизненных линий героев присутствовала некоторая надуманность, порой напоминающая индийский фильм.