Рецензия на книгу Обломов от obukhova

Долго я думала над романом и его персонажами. Тут-то, кстати, и пожалела о данном себе обещании писать отзывы на все прочитанное. Но было поздно – «Обломов» дочитан, слово надо держать.
Противопоставление двух главных действующих лиц – это, пожалуй, и есть движущая сила романа. Обломов и Штольц, конечно, созданы для того, чтобы их сравнивать. Но мне так не хочется этого делать. Они такие разные, проживают ничуть не похожие жизни, но оба хорошие. Даже все трое хорошие – Ольгу по праву можно считать самостоятельным персонажем. Совсем не хочется их сталкивать, выяснять, кто же правильно жил, кто не правильно, кто добрее, ценнее, умнее… Да и зачем? Каждому своя дорога, а Гончаров вполне убедительно доказывает, что исправить другого и помочь ему нельзя.
Обломов. Невероятно многое ему можно простить за доброту и чистоту сердца. Кажется, ум его как-то разом постиг всю скуку, пошлость и бесцельность жизни столичного общества, распространив, к сожалению, свою феноменальную апатию на все виды разумной деятельности. И ладно бы, если б был человек беспробудно туп и ограничен, так нет же – хорошая голова. Потому, наверное, и было так много охотников помочь и «спасти», что видно: Обломов стоящий, способный, с большой душой – и все это пропадает зря. Тем досаднее. И любить-то его можно – Агафья Матвеевна тому свидетельство. Только для этого нужно быть именно Агафьей Матвеевной, никак не Ольгой. Не хочется мне Обломова ни осуждать, ни обвинять, ни спасать. За две вещи только обидно: за собственную жалость к нему и за то, что никто его не воспринимал всерьез.
Штольц. И его люблю. Ну где же он сух, слишком серьезен, рационален? А как же его влюбленное дрожание перед Ольгой, как же бесконечная помощь Обломову – это ли не доброта, не надежда вопреки здравому смыслу? У него натура деятельного человека, чуждого, слава богу, болезненным шевелениям лишних мыслей. Правда, лишних. А "голубиная нежность" не всем дана - и к лучшему. Штольцу, наверное, сложнее прочих было понять друга – так все иначе было в этом лежачем, фантазийном обломовском мирке. Но именно Штольц первым увидел, что поздно, пора отступиться, не рвать душу ни себе, ни Обломову.
Ольга. Большая умница. Как же Гончаров умело показывает ее взросление, обретение мудрости, знания о себе. Ольга быстро избавляется от девичьих мечтаний на тему «Я спасу его!», от этого высокомерия и тщеславия юности, от смешной самоуверенности и комплекса матери Терезы, который не одну женщину завел в плохие места и времена. Ольга мне кажется незаурядной не только своим умом, но еще и смелостью. Не все смогли бы решиться вот так, когда свадьба уже замаячила, закончить все: с риском огласки, взглядов, обсуждений. И как она верила в себя!.. В то, что не останется одна, что Обломов – не «последний шанс», что она заслуживает другого. Не хочется писать «большего» или «лучшего», но для Ольги, конечно, Штольц и был всем этим – и большим, и лучшим.
Захар. Нет, не могу я обойти его стороной, пусть и воплощает Захар собой все самое дрянное. Но это ворчание и хрипение, стремительный разлет стаканов и тарелок, эти легендарные бакенбарды – ведь все это такой источник юмора, забавнейших перепалок и нелепых происшествий, что невозможно не любить и Захара.
Прекраснейшая русская классика! Хочется читать, обсуждать и думать. И как же удачно, что я не читала этот роман в школе.