Рецензия на книгу Прежде чем их повесят от fermalion
Джо Аберкромби опять справился — от второго тома трилогии мы получаем ровно то, что и должно быть во втором томе трилогии: планомерное развитие всех сюжетных линий, зародившихся еще в первой книге, и плавное, без эксцессов и потрясений, переведение их в третий том. Никаких крутых сюжетных поворотов, (почти) никто не умер — все ровно и спокойно. Стабильность — признак мастерства, как говорится, но не знаю, является ли это комплиментом в данном случае.
Нет, читать это все по-прежнему интересно, но никакого откровения или разрыва шаблона не случилось — это просто хорошее фэнтези, крепкое, увлекательное, но не шедевр.
Три сюжетные линии, развиваемые автором, за всю книгу ни разу так и не пересекаются, но повествование все равно идет достаточно ровно: две из трех историй воспринимаются в контексте друг друга, а вот третья слегка от них оторвана, однако и она не выглядит пятым колесом в телеге — мы все понимаем, что рано или поздно все три истории сплетутся воедино, и ни одна мелочь не будет забыта. Ну, то есть, мы на это надеемся.
Пожалуй, самая сильная сюжетная линия — это линия инквизитора Глокты. Она вполне цельная, самодостаточная. Здесь перед нами разыгрывается почти что детективная история: поиск предателя в осажденном городе. Политические интриги, подковерная возня — и все это в тени ощутимой военной угрозы. Развязка истории выполнена мастерски: Глокта, вычислив предателя и удержав город, понимает, что победа-то, по сути, пиррова. Никому — ни ему самому, ни предателю, ни народу города, ни даже королю, — эта победа не нужна, она принесла лишь множество смертей. А если бы город все-таки был потерян, всего этого можно было избежать.
Такая вот пляска на костях. Победа была худшим вариантом; она принесла только новые страдания, и лучше всех это понимает сам победитель.
Вторая сюжетная линия — это история майора Веста, сопровождающего войска империи в совершенно другой войне. Это тоже достаточно увлекательная история (и, в лучших традициях темного фэнтези, очень кровавая), но ее трудно назвать законченной: автор лишь подвел ее к развязке, но не завершил.
Там будет много сражений и много неожиданных ходов, много напряженных нервов и разбитых в кровь кулаков, но никакие итоги подведены не будут.
И третья история — это рассказ о походе Байяза со товарищи на запад за... зачем-то. Самая, пожалуй, невнятная и безынтересная линия, потому что цель похода держится в секрете до самого конца. Автор вроде как пытается накрутить интриги, но получается у него достаточно уныло: герои просто бредут, абы куда, неясно зачем, попутно раздавая вялые оплеухи встречным негодяям, и снова идут, идут, идут...
Эта тоска слегка разбавляется попытками автора развить характер своих персонажей (что, честно говоря, смотрится даже занятно), но никакие взаимоотношения между героями не могут отменить общей серости этого рассказа.
И все было бы хорошо, если бы автора не мотало периодически из крайности в крайность.
То он вдруг решает поддать перчинки и случайно опрокидывает в книгу большущий баллон откровенной порнухи — читать это неприятно, и вовсе не из-за ханжества (все мы уже взрослые люди и понимаем, что дяди с тетями не из платонических соображений любят уединяться), а просто из-за того, как сильно это выбивается из общей стилистики повествования: сдержанно, скупо, лаконично — и тут на тебе, на две страницы подробнейшее описание налитых кровью чресел и трясущихся грудей. Буэ-э.
Потом вдруг Джо решает накидать в книгу мордобоев, и особого предлога не ищет. В общем-то, темное фэнтези вполне располагает, но надо же иметь какие-то причины, верно? Но нет: немотивированным вспышкам ярости здесь подвержены даже вполне уравновешенные герои в заурядных житейских обстоятельствах. Приятная и в целом положительная дамочка, минуту назад пившая чай и говорившая тихим голосом, вдруг вскакивает и с бешеными воплями избивает ногами лицо собеседника в кровавую кашу. Почему? ПОТОМУ ЧТО ИДИ СЮДА, МРАЗЬ, ВОТ ПОЧЕМУ!
Это сбивает читателя с толку и настораживает: от кого еще чего ожидать?! Где целостность образа, Джо?
Что-то я, однако, забрюзжался. На самом-то деле книга мне, конечно, понравилась. Я читал ее с удовольствием и подолгу.
Мелкие огрехи и куча наломанных дров порнографически-насильственного характера с лихвой окупается крепким сюжетом про Глокту и Веста.
Хочется надеяться, что третья книга будет, как минимум, на уровне первых двух — тогда литературный дебют Джо Аберкромби можно будет считать состоявшимся.
Хорошо.
Третья книга мне понравилась значительно больше, чем первые две)
@vandal, а мне наоборот. Автор, по-моему, отвратительно смазал концовку, сведя все сюжетные линии к какому-то невнятному... ничему. Не то мир, не то война, не то новая эпоха. Как-то неизящно. Но как все хорошо начиналось...