Рецензия на книгу Остаток дня от obukhova
Нет, я, конечно, не авторитетный критик, но позволю таки себе с ними не согласиться. «Самый английский роман конца ХХ века»? Да ладно, это же какая-то гипертрофированная «английскость», пресловутые британские сдержанность и невозмутимость, доведенные до абсурда.
Вот дворецкий Стивенс – воплощение английского духа и, прямо скажем, фигура трагикомическая. Во-первых, дворецкий – это уже забавно (мне сразу вспоминается Бэрримор из «Собаки Баскервилей»). Во-вторых, наш Стивенс относится к себе и к своей профессии (хотя для него это больше, чем профессия, – это призвание) с такой напыщенной серьезностью, что удержаться от снисходительного подтрунивания невозможно.
А почему трагическая? Ну как же, Стивенс всю свою жизнь подчинил тому, чтобы соответствовать понятию «достоинство» (что на языке Стивенса обозначает главным образом умение не проявлять своих чувств). При подведении итогов стало понятным, что, сохранив «достоинство», дворецкий проморгал счастье. Или хотя бы попытку на него.
Ладно хоть, что автор – урожденный японец, а не то моя голова лопнула бы, потому что я не могу представить, что такую книгу написал бы урожденный англичанин. Для меня «английскость» - это не только чопорность, знаменитый юмор и некоторая холодность, но еще и тонкое чувство меры. А в «Остатке дня» его нет: это все нарочито по-английски, чуть ли не гротескно. И так увидеть англичан можно все-таки только глядя немного со стороны.
А что, кто-то назвал эту книгу самым английским романом конца 20 века? Это случайно не японцы были?
В жанрах заявлена только "современная литература" и "зарубежная литература". То есть, автор не определял перед читателем жанр книги, полагаю, как раз для того, чтобы читатели сами для себя решали, комедия ли это положения либо же трагедия маленького человека. С вашего описания, честно говоря, мне больше представляется последнее. Всё равно что всем известный Акакий Акакиевич из Шинели. Вроде как смешной персонаж, но за нелепой жизнью скрывается именно что трагедия.
@hloja_myrakami, я не раз в аннотациях и рецензиях видела это определение. Хотя все уже знают, что аннотациям нельзя верить)
Это именно трагедия маленького человека. Тихая, незаметная, но трагедия.