Рецензия на книгу Мы от marfic

Поэма Серебряного века в прозе. Лирический бунт математика - само по себе уже явление достойное особого внимания.
Однако и то и другое могут вызвать некоторые сложности - избыточная поэтичность прозу красит не всегда и человеку, не погрязшему по уши в серебряном веке язык произведения может показаться тяжелым для восприятия. А необходимость додумывать междустрочия - может утомлять читателя, привыкшего к современной литературе.
Роман (или повесть?), первым поднимающий общую для многих более поздних антиутопий проблему - нужно ли человеку кастрированное счастье бездумности, бесстрастности - без права выбора, без чувств, без любви, но и без горя?
В центре романа герой, которого из паутины математически выверенного мира извлекла страсть. Кажется, он и сам не понимает, что именно происходит. Героиня, женщина вамп, и разворачивающиеся события тянут его как телка на веревке в самую гущу протеста безчуственной системе. Именно эта сторона сюжета и вызвала некоторое отторжение - словно только плотская ниточка вытягивает человека из равнодушия... Да и предводительница, ведущая к свободе через свою постель вызывает отвращение.
Мне очень хотелось, чтоб она его все-таки вытащила.
@aberracia, А мне вот настолько несимпатична была героиня, что не хотелось. Мне даже розовенькая О была куда милее. В ней искренности много было, и чувства. Она ведь даже ребеночка от него хотела, такая трогательная.
Интересное сравнение с поэтикой Серебряного века. Действительно, что-то схожее есть.
Я не вполне согласна с тем, как вы определяете проблему романа этого - нам в том мире не приходится говорить о счастье, его там быть не может в принципе - убивается личность. Конкретно в "Мы" - этакая робототехника.) А какое у роботов счастье и горе? У них программа.
И с плотской я бы не торопилась, там не в постели дело, это очень мощная штука - чувственность, она как раз личность и чувства личные будит. В этом Замятин с Оруэллом перекликается.
@marfic, мне О показалась какой-то нерешительной. А вот характер той другой (забыла как ее зовут) немного ближе, потому что я сама не очень люблю все эти расписания и порядки. Будь я в том мире, то скорее всего сбежала б за стену.
@Headless, есть даже ощущение, что личность не убивается, она уже убита, выхолощена, самому понятию уже нет места в этом мире. Ведь, скажем, у Оруэлла есть борьба системы с инакомыслящими, есть карательные органы, есть меры по вычеркиванию, есть департаменты, есть казематы. А Замятинский мир "Мы" уже каталогизирован, этап становления системы уже пройден, и в таких условиях вообще непонятно, откуда берутся в таком количестве несогласные. Они как бунт природы человека, а не как часть этого мира. Не могу передать точнее свою мысль, но кажется, как раз таки соглашаюсь с вашим тезисом о чувственности )))
@aberracia, да уж, не боец О, это точно. Такая мягкая и круглая )))) Мне порой так не хватает этих качеств ))
@marfic, да, вы правы. Но здесь тоже есть карательные меры, мальчишку под электрокнутом если вспоминать. Они еле пробиваются, потому что инакие отрезаны от общества, но есть. А берутся из-за стены, из жизни настоящей. Это именно человеческая природа, именно бунт её, неубиваемой, абсолютно верно. И да, это тоже чувственность.) И, в отличие от Оруэлла, у Замятина люди, живые-то, они ценны, они важны, и есть надежда на их жизнь даже после этого краха. А у Оруэлла героем правда выступает, не человек, в людей он не верит совсем.