Рецензия на книгу Перебои в смерти от liu
Сарамаго развлекается...
Ответить хочется его же фразой из романа: "Почему если идея так проста, нужно так долго разглагольствовать?" Эти разглагольствования затягивают, отрицать не буду, но иногда уж через чур много воды. Очень детализировано: иногда это живо и интересно, иногда пресно и докучливо. При этом, не сказала бы, что автор страдает графоманией, к словам он относится внимательно и трепетно.
Отсутствие разделения на абзацы, знаков препинания, указывающих на прямую речь или диалог, "закрученные" предложения - всё это усложняет восприятие текста. Читается непросто, как будто пробираешься через дебри дремучих лесов, где нужно быть внимательным и оставлять знаки, чтобы не заблудиться. Но это своеобразный вызов читателю и весьма занятный, поэтому если втянуться, можно получить невероятное удовольствие от чтения.
Идея прерывания смертью своей деятельности не нова, но мне понравилась то, как подал её Сарамаго. Нескончаемый поток философствования приятно приправлен иронией и сарказмом. Во всевозможных подробностях показаны последствия отсутствия смерти от мелких бытовых до крупных экономическо-политических, как неординарная ситуация отражается на населении, как реагируют политики, церковь, больницы, страховщики, гробовщики, СМИ, философы, умирающие. Здесь полная палитра реакций: недоумение, страх, паника, удивление, радость, ликование, раздумья, отрешённость, гнев, желание заработать.
Автор с удовольствием язвит в сторону государства и церкви, посмеивается над философами, подчёркивает меркантильность людей и бюрократию.
И, естественно, отсутствие явления смерти, хоть и кажется призрачно счастливым, на самом деле представляется полнейшим кошмаром в современных условиях и вообще в привычной нам системе.
И вот уже начав скучать от повествования, появляются лиловые конвертики. Это смерть возвратилась из отпуска, или где там она пропадала. Вернулась она вдохновлённая, со свеженькими идеями, решила привнести новшества в свою наскучившую деятельность.
А потом Сарамаго на серьёзно-саркастичные страницы выливает ведро романтики, такой мрачновато-серьёзной романтики с философствованием.
Сама смерть перед нами предстаёт очеловеченной, на мой взгляд через чур очеловеченной, но, в целом, это небезынтересно. А то, что вместе со смертью мы наблюдаем за загадочным виолончелистом, понравилось мне безмерно. Музыкальная сфера не может меня не взять за душу, здесь я в своей стихии.
Ну и ещё один персонаж, который порадовал - коса смерти, гораздо приятней чем сама смерть.
В итоге, роман занимательный, но не развлекательный, а при нужном настрое доставляет немалое удовольствие. Большей частью, я его слушала, а не читала, и это очень облегчило восприятие текста, при чтении на переваривание информации уходило гораздо больше времени.
Тут еще и коса - отдельный персонаж? Точно надо прочитать)))
Доп. №6!!!)))
доп №6?? ого, вот это скорость!
@neveroff, коса персонаж не основной, и ей внимания уделено не так уж и много, но занятный)))
@marfic, просто сейчас слишком много свободного времени... надо же его куда-то девать)
@marfic, пока что Люда - главная звезда нашего факультета.)))
@neveroff, а Оксана - звезда академии))))
@mariana, Оксана звезда Ридли, берите выше)))