Рецензия на книгу Оранжевый портрет с крапинками от neveroff
Одно из двух: или Крапивин именно ДЕТСКИЙ писатель, или к концу восьмидесятых он конкретно исписался. Потому что его более ранние книги, например, Мальчик со шпагой, Мушкетер и фея, Журавленок и молнии читались просто взахлеб. Там чувствовался стиль, идея, что-то такое, благодаря чему автора не спутаешь ни с кем другим и при этом сохранялся неподдельный интерес к происходящему. В этой книге вроде бы тоже есть и идея. и собственный стиль, и благодаря "стандартному" главному герою, понимаешь, что это именно Крапивин. Только всё как-то... нудно, скучно, высмактоно из пальца и совершенно не цепляет.
Главный герой - очередной юный мальчик, с очередным необычным именем Фаддей и достаточно характерными для крапивинских персонажей рыжими волосами. И еще есть девятнадцатилетняя Юля, которая приехала в маленький городок на практику. Ребенок и девушка строят крепкую душевную дружбу и понимают друг друга идеально. Собственно, ничего удивительного, что ребенок подружился со взрослым. Это нормально. И то, что чувствующая одиночество в чужом городе девушка предпочитает общество мальчика - тоже нормально. Но как-то всё настолько шаблонно и предсказуемо происходит... причем, на самом деле не происходит ни-че-го. Максимум что можно отметить: Юля порядочный человек и мастер спорта по накручиванию собственных нервов, а Фаддейка (это можно вообще представить, чтобы мальчик одиннадцати-двенадцати лет САМ захотел, чтобы его так называли???), конечно, весь показательно честный, якобы умилительно неряшливый (чтобы не показаться паинькой для читателя), по настоящему рассудительный, хороший друг, но при этом откровенный манипулятор, хвастун и страшнейший фантазер. Фантазия это здорово, только все равно желательно чувствовать разницу между реальностью и выдуманными мирами. А то это дело заразное: под конец уже и Юля ловит рыжую белочку в виде рыжего коня...
Как всегда, история Крапивина очень легкая для чтения и как и все остальные - очень пафосная. Главные его герои без исключений шаблонны и крайне оторваны от своего времени. Ребенок конца восьмидесятых думает, мечтает, играет, слушает песни (обязательно и категорически - героические) и общается со сверстниками так, словно он пришелец из конца пятидесятых - начала шестидесятых. И вот именно это несоответствие в менталитете и раздражает сильнее всего.
Я "Журавленок и молнии" читала по совету друга, для нее это чуть ли не настольная книга. Мне тоже понравилось, несмотря на некоторый пафос
оооот незадача-то! Я и другие его книги не читала, а придется с этой начинать)
@liliana1, @rina_rot, я прихожу к выводу, что те три перечисленные книжки - его вершина писательского мастерства... Субъективно, но пока - как-то подтверждается.))
Уф, какое облегчение, что ваша рецензия подтверждает мои впечатления от последних крапивинских книг. Фаддейку - в копилку нелепостей )
@AprilDay, что он понаписал в 90-2000 мне даже страшно представить, если в конце 80-х уже дал слабину... Книжка не совсем провал, конечно, но на фоне его книг из 70-х... Несуразица...))
@neveroff, Гуси-гуси, га-га-га... - но вот это все-таки советую, если время и желание будут.
@AprilDay, спасибо. Пока подумаю.)))