Рецензия на книгу Владения Хаоса от reiden_coldflame

«Хроники Амбера» - I. «Пятикнижие Корвина» - Книга пятая
«Прощайте и здравствуйте, как всегда».
Честолюбие одного из братьев Корвина грозит уничтожением всего существующего миропорядка. Переставший скрываться Оберон попытается восстановить повреждённый Лабиринт, а Корвину и оставшимся родственникам предстоит сразиться с силами Хаоса.
Вот и закончилась первая летопись Амбера – история принца Корвина, начавшаяся с пробуждения в частной клинике на отражении Земля и приведшая его ко Двору Хаоса. К сожалению, приходится признать, что высказанные после «Девяти принцев Амбера» надежды на постепенное складывание, дорисовку вселенной не оправдались: никуда не ушло то самое впечатление чернового наброска, сложившееся в начале моего знакомства с циклом Роджера Желязны.
Мир, несомненно, стал несколько детальней, а персонажей стало возможно хоть как-то отличить друг от друга, однако, несмотря на интересное отклонение в сторону детектива («Знак Единорога»), сюжет «пятикнижия» распадается на осколки, которые автору так и не удалось собрать воедино.
Сама вселенная получилась хоть и странной, недоделанной, но довольно любопытной. Космогония мира (рождение из первозданного Хаоса), взаимопроникновение Порядка и Хаоса, способность создавать отражения при помощи своего сознания, «я» и «эго» (упоминания Фрейда встречаются неоднократно) – эти и другие темы способны скрасить довольно бледное повествование, характеризующееся мёртвым стилем (чего стоят несколько страниц текста, где каждое предложение заканчивается многоточием!..) и строящееся на разбросанных тут и там неожиданных поворотах.
Определённый интерес представляют имена собственные, хоть они и (за редким исключением) не несут особой смысловой нагрузки: Желязны заимствует их из Библии (Каин), из французского и британского эпоса и фольклора (Ганелон, Мерлин, Авалон, Оберон), или просто берёт географические объекты (Арденский лес), или придумывает нечто, отсылающее к Скандинавии (меч Грейсвандир, ворон, птица Хуги, дерево Игг).
Иногда происходящее отсылает к Толкину, Ибсену, Прусту, Кэрроллу, а иногда даже и к Пушкину. Другое дело, что подобные аллюзии, во-первых, в большинстве своём, случайны, а во-вторых, читатель будет отвлекаться на них лишь потому, что само повествование часто навевает сон и неизбежно порождает вопросы «А зачем всё это? А что происходит?».
И вот тут мы подошли к ключевому моменту: ещё в рецензии на первый роман цикла («Девять принцев Амбера») я указал, что «не являясь поклонником фэнтези и фантастики, мне трудно оценить типичность или уникальность романа для данного литературного жанра», поэтому, завершив цикл, рискну сделать вывод – людям, привыкшим к другой литературе, «Пятикнижие Корвина» лучше не трогать. Нет, убить время и прочитать вполне можно (объём незначительный), но только это будет по принципу «отправь свою голову в отпуск».
Вряд ли я вернусь к данному циклу, так что лично для меня история Амбера, скорее всего, завершается здесь.