Рецензия на книгу Прекрасные и проклятые от liu
"Прекрасные и проклятые" - это угнетающая картина саморазрушения.
Чтение шло одновременно и с упоением, и с отвращением. С упоением, потому что слог Фицджеральда прекрасен, радовали его красочные эпитеты, сравнения и метафоры, удивительно живые персонажи и исчерпывающие описания. С отвращением, потому что главные герои (Энтони и Глория)- до жути жалкие существа, настолько ничтожные, что казалось душу пробирает судорогой и хотелось орать: "Убейте уже себя, мерзкие людишки!".
Автор как всегда верен себе: та же эпоха джаза и потерянное поколение, та же меланхолия, невероятно точно переданный дух времени, критика буржуазного образа жизни, дотошные в хорошем смысле описания характеров и въедчивое копание в личностях героев до самых глубин. И как всегда в том или ином герое многократно проглядывает сам Фицджеральд. Так что в итоге от романа я получила именно то, что и ожидала: ни разочарования, ни удивления.
Рука об руку в книге идут темы утраченной красоты и юности. Точнее, это острое чувство приближения к их утрате и сопутствующие ему страх и нервозность. По этому случаю в голове играет песня Ланы дель Рей "Young and Beautiful", не случайно выбранную саундтреком к "Великому Гэтсби". А персонажи топают навстречу к своему тридцатнику, их молодость с её гладкими без морщин личиками уносится по частичкам и герои начинают паниковать. Эта самая молодость помимо того, что заканчивается, была к тому же потрачена впустую на вечеринки, кутежи, приёмы и хождение по гостям, на литры алкоголя и бесполезную болтовню.
Энтони и Глория совершенно инертны, инфантильны и безответственны, они плывут по течению, тонут в праздности и плюют на будущее. Единственная их цель "красиво и с удовольствием бездельничать" и дожидаться наследства. Так что на протяжении всего романа приходилось наслаждаться этой, погрязающей в пьянстве, семейной парочкой с красивыми мордашками, с нулевым коэффициентом полезного действия, с высоким градусом вселенского безделья, слушать их бесконечное нытьё и разглагольствования о бессмысленности этой жизни. Вся их "великая любовь" окрасилась густыми красками недовольства и раздражения и превратилась в нескончаемые взаимные упрёки, издёвки и обвинения, и в конце концов равнодушие.
Полнейший триумф апатии и торжество моральной деградации и прекрасный пример того, как жить нельзя.
Но в итоге, несмотря на мои душевные судороги, роман меня зацепил и оставил интересное послевкусие, как будто после горького-прегорького кофе.
Кстати, а как Вы относитесь к джазу? Не к эпохе той депрессии, а к самой музыке? Мне что-то никто кроме Гершвина не понравился, да и его вроде к классикам пихают...
Доп №5. Эх, все бы так!))
@neveroff, к джазу я отношусь великолепно и очень трепетно) Наверное, как и к творчеству Фицджеральда - обожаю, но в небольших дозах, иначе нападает дикая меланхолия))) А исполнителей и композиторов многие нравятся: Арсмтронг, Дюк Эллингтон, Чарли Паркер, Бенни Гудмен, Майлз Дэвис, Чет Бейкер (у него просто невероятнейший звук трубы, до мурашек) и ещё заслушанные до дыр композиции Нэт Кинг Коула... это те, кто первые в голову пришли, а так наверное ещё наберётся)))
@liu, спасибо! Первых двух знаю, поинтересуюсь остальными...))