Рецензия на книгу Невинный, или Особые отношения от obukhova
Очень меня порадовал Макьюэн. Тем приятнее, что неожиданно. У меня начался очередной период читательского брюзжания и недовольства всеми книгами, каждую из которых я едва ли не заставляла себя брать в руки. И уж точно у меня не было желания не расставаться с ней часами, пока не дочитаю. И тут попадается мне на глаза довольно невзрачный на вид и мало что обещающий Макьюэн, которого я заглотила за вечер, не переставая удивляться тому, какая полноценная, захватывающая и нетривиальная история уместилась на неполных трехстах страницах текста.
В этом своем романе Макьюэн предстает истинным мастером саспенса. Вот молодой человек приезжает в Берлин. У него новая важная работа, которая наконец-то позволяет ему почувствовать личную значимость. И первая собственная квартира, где он сам себе хозяин – взрослый, самостоятельный, один в чужой стране, в незнакомом городе. Уже в самих этих декорациях заключено ожидание последующих событий, поворотов судьбы, встреч. Эта ситуация – переезд, взросление, одиночество – почти синоним начала новой жизни, любого развития событий, когда ты можешь быть кем угодно, и все может случиться. И с Леонардом действительно случается та самая встреча, его первая любовь, его счастливый Берлин.
И вот, казалось бы, откуда взяться ожиданию беды? Более того – не просто ожиданию, а уверенности в том, что вот сейчас, через страницу-другую, стрясется что-то страшное, разрушающее, непоправимое. Макьюэн вроде бы ни словом не намекает до поры до времени, а потом – всего одна фраза, тот самый маркер, после которого уже не остается сомнений. Вот это и есть мастерство.
Я встречала мнение, что расчлененка, мол, это слишком, некстати и вообще неправдоподобно. Я не согласна. Да, это весьма радикальный поворот сюжета, резкая смена по-своему драматичного, но плавного, легко скользящего повествования длинной, подробной, тяжелой сценой, полной подробностей и лишенной успокаивающей отдаленности. Но, несмотря на все это, подобная развязка более чем на своем месте. Я воспринимаю ее скорее как символ, аллегорию – случайности, той великой, неуправляемой силы судьбы или злого рока, которая может подстерегать любого в самые счастливые времена, распоряжаться по-своему и – разрушить все. И еще вся эта сцена драки, убийства Отто и разъятия его на части – наглядное доказательство того, что не все можно пережить вместе, как бы сильна ни была любовь. Можно сделать это вдвоем, довести дело до конца, но остаться вместе после – нет, невозможно.
Самый впечатляющий за последнее время рассказ о том, как из ничего зарождаются, зреют и свершаются события, которые сильнее человека.