Рецензия на книгу Шарлотт-стрит от winpoo
Немного неловко чувствовать себя в стороне от всего мира, который, если верить аннотации, сходит с ума по этой книге, считая её чуть ли не образцом новой прозы. Я прочитала её не без любопытства, но не более того, и одного любопытства мне явно не хватило на всю книгу – где-то с середины пустые и какие-то инфантильные переживания героя начали меня тяготить, ему расхотелось даже сочувствовать. И если поначалу мне казалась привлекательной затея автора придумать некий квест на тему мук любви с первого взгляда на фоне поисков себя, то чем дальше я читала, тем меньше достоинств находила в этой идее.
«Шарлотт-стрит» оказалась для меня очередным вариантом не очень интересного погружения в не очень осмысленную, практически, «питерпэновскую» жизнь Джейсона Пристли, страдающего... сами знаете чем. Изо всех её эпизодов на меня сквозило какой-то бесконечной энтропийностью его никчемного существования. Даже если принять на веру привлекательную идею любви с первого взгляда (young adult’ам это, видимо, должно нравиться), то дальнейшие упорные поиски женщины, о которой ты ровным счетом ничего не знаешь и которую, в общем, имеешь не так уж много шансов заинтересовать собой, мне показались совершенно неоправданными. Выдуманный образ легко любить, но реальность вовсе не всегда соответствует нашим желаниям и фантазиям. Так что в основе у нас была простенькая сказочка для взрослых.
Мне показалась несколько отталкивающей процессуальность жизни главного героя и его окружения. Мне всё время казалось, что их кредо – существование в процессе, а не в результате. Их вполне устраивает ни к чему особенно не стремиться, ничего не иметь, не принимать на себя никаких серьёзных обязательств, в большинстве ситуаций оставаться меланхоличными нытиками, «утопающими в беспредельном депрессняке» по поводу и без, и не наполненными никаким очень уж самобытным содержанием, а часто и попросту - дурашливыми эгоцентриками. На протяжении всей книги у меня оставалось стойкое ощущение, что не эти люди «делают» свою жизнь, а жизнь несёт их своим течением – и им даже неважно, куда, потому что если это самодвижение жизни вдруг остановится, то им в ней просто нечего будет делать, собственных стимулов к существованию у них как-то маловато, и они замрут как «морские фигуры». Случайность событий, «заводящих» их, показалась мне незрелой и несерьёзной – они не столько живут, созидая свою жизнь так, как им нужно, сколько подстерегают какой-нибудь случай в надежде, что жизнь неожиданно сама вручит им какой-нибудь приз. Время от времени в этой книге так и происходит, но вряд ли стоит заимствовать из неё именно такой сценарий, оставляя за бортом свою собственную активность, цели и стремления. Игровое, ситуативное, нарциссическое отношение друг к другу и самим себе вообще к концу книги начинает несколько раздражать, и мне, как К.Станиславскому, всё чаще хотелось сказать: «Не верю!». Всё происходящее казалось мелким и одномерно-картонным - из серии «easy come, easy go». И только «закадровый» персонаж - Шона, - как решение некоего уравнения, которое с трудом ищут герои, обладает хоть сколько-то привлекательным внутренним содержанием. Её блог мне даже показался симпатичным.
И, раз всё так, спрашивается, зачем я это читала? Пожалуй, мной двигал некий познавательный интерес к основной интриге и некоторые юмористические и эмоциональные моменты содержания. Я задавала себе вопрос: ну, вот найдёт он её – и что? И на последней полусотне страниц он нашёл и… собственно, это был конец романа. Они искали-искали, искали-искали, искали-искали и, наконец, нашли. Случайности сошлись, не образовав закономерность, и читатель просто должен поверить, что всё было не зря и дальше развернётся сюжет «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Никакого раскрытия смысла столь упорно достигаемой цели в сюжете нет. Ну, собственно, в сказке так и должно быть: герой преодолел реальные, а по большей части выдуманные, трудности, и в награду получил хэппи-энд с помолвкой. А дальше…? Дальше, как говорится, живите сами.